Экономика и предпринимательство - Прокуратура Иркутской области
Экономика и предпринимательство
- 13 мая 2021, 14:45
Нередко при осуществлении хозяйственной деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели размещают свой бизнес, устанавливают оборудование или рекламу для продвижения товаров или услуг на объектах, являющихся федеральной собственностью.
Как правило, такое имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, унитарных предприятий, которые ограничены в правах на распоряжение этими объектами.
Право сдачи имущества в аренду, доверительное управление, принадлежит его собственнику, либо уполномоченным на то лицам (ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации), соответственно, прежде чем заключить договор в отношении данного государственного имущества, необходимо удостовериться в том, что арендодатель по договору имеет соответствующие права.
В силу ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации передача государственными унитарными предприятиями и учреждениями прав ведения и (или пользования) в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться по согласию собственника такого имущества.
Поэтому, в случае если договор аренды заключается не с собственником помещения, а лицами использующим его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, потенциальному арендатору необходимо запросить письменное согласие собственника недвижимости на сдачу его в аренду.
Следует иметь в виду, что согласование сделок с недвижимым имуществом государства производится территориальным органом Росимущества субъекта Российской Федерации осуществляющим деятельность по месту регистрации федерального государственного унитарного предприятия или учреждения, с учетом мнения территориального органа Росимущества субъекта Российской Федерации по месту нахождения имущества и учредителя учреждения или предприятия.
Используя государственное имущество, необходимо знать, что по общему правилу, установленному в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров в него с государственными унитарными предприятиями осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Исключения составляют случаи, перечисленные в ч. 1 ст. 17.1 указанного закона. Например, без проведения торгов заключаются договоры использования помещений в случае, если общая площадь передаваемого имущества составляет не превышает 20 квадратных метров (п.14 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
Самовольное занятие и использование объектов федеральной собственности не допускается.
Также следует учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при заключении договоров в отношении государственного имущества обязательная оценка стоимости оказания услуг (аренды) объектов, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Несмотря на то, что обязанность по получению согласия на совершение сделок в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, и проведение публичных процедур на право заключения таких договоров, лежит на арендодателе (федеральном предприятии или учреждении), действующее законодательство предусматривает административную ответственность для лица, использующего этот объект.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ за юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Субъекты предпринимательской деятельности по заявлениям прокуроров привлекались арбитражными судами к административной ответственности за незаконное размещение магазинов, офисов, банков, салонов красоты, стоматологических кабинетов, газетных киосков, охранных предприятий, торговых аппаратов по продаже напитков режиме самообслуживания, терминалов для оплаты мобильной сотовой связи, копировальных центров, за монтаж на зданиях радиочастотного оборудования, оборудования базовой станции сотовой связи и антенномачтовых устройств, установку рекламных баннеров и щитов и др.
Нарушение порядка содержания нежилых объектов федеральной собственности, к которым относятся защитные сооружения гражданской обороны, служит основанием для привлечения лиц их использующих, к ответственности по указанной норме статьи.
Требования по содержанию и эксплуатации таких объектов предусмотрены приказами МЧС России от 15.12.2002 № 583, от 21.07.2005 № 575.
К примеру, перепланировка противорадиационного укрытия, применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), нарушение герметизации и гидроизоляции, демонтаж оборудования, загромождение аварийных выходов, непроведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта ЗС ГО и другие отступления от требований актов МЧС влекут ответственность по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа: на индивидуальных предпринимателей от 2 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 до 30 тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором. Рассмотрение дел относится к компетенции арбитражных судов.
Соблюдение требований закона при заключении субъектами предпринимательской деятельности договоров в отношении объектов федеральной собственности позволит избежать лишних судебных расходов и административных штрафов.
Начальник отдела по обеспечению
участия прокуроров в арбитражном процессе И.С. Плотникова
Прокуратура Иркутской области
13 мая 2021, 14:45
Административная ответственность за нарушение порядка использования федерального имущества
Нередко при осуществлении хозяйственной деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели размещают свой бизнес, устанавливают оборудование или рекламу для продвижения товаров или услуг на объектах, являющихся федеральной собственностью.
Как правило, такое имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, унитарных предприятий, которые ограничены в правах на распоряжение этими объектами.
Право сдачи имущества в аренду, доверительное управление, принадлежит его собственнику, либо уполномоченным на то лицам (ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации), соответственно, прежде чем заключить договор в отношении данного государственного имущества, необходимо удостовериться в том, что арендодатель по договору имеет соответствующие права.
В силу ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации передача государственными унитарными предприятиями и учреждениями прав ведения и (или пользования) в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться по согласию собственника такого имущества.
Поэтому, в случае если договор аренды заключается не с собственником помещения, а лицами использующим его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, потенциальному арендатору необходимо запросить письменное согласие собственника недвижимости на сдачу его в аренду.
Следует иметь в виду, что согласование сделок с недвижимым имуществом государства производится территориальным органом Росимущества субъекта Российской Федерации осуществляющим деятельность по месту регистрации федерального государственного унитарного предприятия или учреждения, с учетом мнения территориального органа Росимущества субъекта Российской Федерации по месту нахождения имущества и учредителя учреждения или предприятия.
Используя государственное имущество, необходимо знать, что по общему правилу, установленному в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров в него с государственными унитарными предприятиями осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Исключения составляют случаи, перечисленные в ч. 1 ст. 17.1 указанного закона. Например, без проведения торгов заключаются договоры использования помещений в случае, если общая площадь передаваемого имущества составляет не превышает 20 квадратных метров (п.14 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
Самовольное занятие и использование объектов федеральной собственности не допускается.
Также следует учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при заключении договоров в отношении государственного имущества обязательная оценка стоимости оказания услуг (аренды) объектов, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Несмотря на то, что обязанность по получению согласия на совершение сделок в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, и проведение публичных процедур на право заключения таких договоров, лежит на арендодателе (федеральном предприятии или учреждении), действующее законодательство предусматривает административную ответственность для лица, использующего этот объект.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ за юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Субъекты предпринимательской деятельности по заявлениям прокуроров привлекались арбитражными судами к административной ответственности за незаконное размещение магазинов, офисов, банков, салонов красоты, стоматологических кабинетов, газетных киосков, охранных предприятий, торговых аппаратов по продаже напитков режиме самообслуживания, терминалов для оплаты мобильной сотовой связи, копировальных центров, за монтаж на зданиях радиочастотного оборудования, оборудования базовой станции сотовой связи и антенномачтовых устройств, установку рекламных баннеров и щитов и др.
Нарушение порядка содержания нежилых объектов федеральной собственности, к которым относятся защитные сооружения гражданской обороны, служит основанием для привлечения лиц их использующих, к ответственности по указанной норме статьи.
Требования по содержанию и эксплуатации таких объектов предусмотрены приказами МЧС России от 15.12.2002 № 583, от 21.07.2005 № 575.
К примеру, перепланировка противорадиационного укрытия, применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), нарушение герметизации и гидроизоляции, демонтаж оборудования, загромождение аварийных выходов, непроведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта ЗС ГО и другие отступления от требований актов МЧС влекут ответственность по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа: на индивидуальных предпринимателей от 2 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 до 30 тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором. Рассмотрение дел относится к компетенции арбитражных судов.
Соблюдение требований закона при заключении субъектами предпринимательской деятельности договоров в отношении объектов федеральной собственности позволит избежать лишних судебных расходов и административных штрафов.
Начальник отдела по обеспечению
участия прокуроров в арбитражном процессе И.С. Плотникова
Все права защищены