Жилье - Прокуратура Иркутской области
Жилье
- 20 декабря 2024, 15:32
В соответствии с федеральным законодательством многодетные семьи имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков в равную долевую собственность всех членов семьи (подп. 6 ст. 39.5, ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок, основания и иные условия предоставления гражданам земельного участка в собственность бесплатно регламентируются региональным законодательством.
На территории субъекта механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, регламентируется Законом Иркутской области от 28.12.20215 № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (далее – Закон области № 146-ОЗ).
Согласно ч. 5 ст. 2 Закона области № 146-ОЗ право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта имеют многодетные семьи, состоящие из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, мачехи или отчима) или единственного родителя (усыновителя, опекуна или попечителя), трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), пасынков, падчериц, детей, находящихся под опекой или попечительством, не достигших возраста 18 лет на дату подачи заявления о постановке на земельный учет, отвечающей в совокупности следующим условиям:
- один из членов многодетной семьи постоянно проживает в указанном поселении, муниципальном округе, городском округе;
- членам многодетной семьи не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
- члены многодетной семьи постоянно проживают в Иркутской области;
- членам многодетной семьи не предоставлялась мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
В силу ч. 2 ст. 9 Закона № 146-ОЗ при предоставлении земельных участков в собственность гражданам организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, строительство и ремонт автомобильных дорог местного значения при предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно в границах населенных пунктов на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законодательством.
Вместе с тем, как показывают результаты надзорной деятельности, указанные полномочия реализуются органами местного самоуправления не в полном объеме.
На практике многодетные семьи сталкиваются с предоставлением участков в отсутствие коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, что препятствует гражданам в освоении предоставленных под жилищное строительство земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круг лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Для исключения обстоятельств, влекущих невозможность использования таких участков по целевому назначению, прокуроры в судебном порядке возлагают на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры. В частности, исковые требования сводятся к обеспечению участков сетями водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и строительству дорог.
Прокурор отдела по обеспечению
участия прокуроров в гражданском процессе К.О. Сивчик
Прокуратура Иркутской области
20 декабря 2024, 15:32
О реализации многодетными семьями права на предоставление земельных участков
В соответствии с федеральным законодательством многодетные семьи имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков в равную долевую собственность всех членов семьи (подп. 6 ст. 39.5, ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок, основания и иные условия предоставления гражданам земельного участка в собственность бесплатно регламентируются региональным законодательством.
На территории субъекта механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, регламентируется Законом Иркутской области от 28.12.20215 № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (далее – Закон области № 146-ОЗ).
Согласно ч. 5 ст. 2 Закона области № 146-ОЗ право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта имеют многодетные семьи, состоящие из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, мачехи или отчима) или единственного родителя (усыновителя, опекуна или попечителя), трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), пасынков, падчериц, детей, находящихся под опекой или попечительством, не достигших возраста 18 лет на дату подачи заявления о постановке на земельный учет, отвечающей в совокупности следующим условиям:
- один из членов многодетной семьи постоянно проживает в указанном поселении, муниципальном округе, городском округе;
- членам многодетной семьи не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
- члены многодетной семьи постоянно проживают в Иркутской области;
- членам многодетной семьи не предоставлялась мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
В силу ч. 2 ст. 9 Закона № 146-ОЗ при предоставлении земельных участков в собственность гражданам организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, строительство и ремонт автомобильных дорог местного значения при предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно в границах населенных пунктов на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законодательством.
Вместе с тем, как показывают результаты надзорной деятельности, указанные полномочия реализуются органами местного самоуправления не в полном объеме.
На практике многодетные семьи сталкиваются с предоставлением участков в отсутствие коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, что препятствует гражданам в освоении предоставленных под жилищное строительство земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круг лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Для исключения обстоятельств, влекущих невозможность использования таких участков по целевому назначению, прокуроры в судебном порядке возлагают на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры. В частности, исковые требования сводятся к обеспечению участков сетями водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и строительству дорог.
Прокурор отдела по обеспечению
участия прокуроров в гражданском процессе К.О. Сивчик
Все права защищены
Телефон: +7 (3952) 259-000
Телефон: +7 (904) 147-88-80
Телефон: +7 (3952) 253-035