Иное

  • 13 декабря 2021, 08:00
Законодательство об административных правонарушениях. Полномочия прокурора
  Текст

В силу статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее - КоАП РФ) прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать дело об административном правонарушении, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории России законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда (статья 24.6 КоАП РФ).

Безусловно, при принятии решений о возбуждении дела об административном правонарушении, об оспаривании актов поднадзорных органов административной юрисдикции прокурорами принимаются меры к соблюдению основополагающих принципов. Это: равенство всех перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения и др.

Возбуждение дел об административных правонарушениях по ряду составов отнесено к исключительной компетенции прокурора (статья 28.4 КоАП РФ). Исключительная компетенция означает, что кроме прокурора ни один из иных органов контроля, надзора, правоохраны не вправе возбудить дело об административном правонарушении. Перечень таких составов правонарушений отражен в статье 28.4 КоАП РФ. К таковым, например, относятся дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24 КоАП РФ и ряд других.

При этом, федеральным законодателем прокурору предоставлено право при осуществлении надзора за соблюдением Конституции России и исполнением законов возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. Безусловно, принятие такого решения осуществляется с соблюдением Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ведомственных организационно-распорядительных документов. В силу ст. 27 названного Федерального закона прокурор передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Не всегда решение, принятое прокурором (как правило, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении), устраивает заявителя, потерпевшего. Обжаловать определения, постановления прокуроров возможно в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Если же вышестоящим прокурором уже принято решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, то его пересмотр возможен исключительно в судебном порядке.

Важное направление прокурорской деятельности – надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях. Прокурорский надзор на данном направлении охватывает исполнение представленных полномочий множеством различных несудебных органов административной юрисдикции по всем составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и региональными нормативно-правовыми актами.

 

Начальник управления по надзору

за исполнением федерального законодательства

прокуратуры Иркутской области                                      А.Г. Минеева