Иное - Прокуратура Иркутской области
Иное
- 20 апреля 2023, 11:46
В Российской Федерации активно развиваются информационные отношения, что происходит в полном соответствии с таким приоритетом, как становление информационного общества. Цифровизация затронула и бюджетные правоотношения. При анализе действующего бюджетного законодательства Российской Федерации, а также изменений 2020 - 2023 гг. также затрагивается вопрос о трансформации правового статуса субъектов бюджетного права.
В Бюджетном кодексе РФ не уточняются напрямую субъекты бюджетных правоотношений, а лишь «положения, касающиеся участников бюджетного процесса».
Так, например, рассматривая вопросы о зависимости права гражданина на получение мер социальной поддержки и иных компенсационных выплат и распределения бюджетных средств и ссылаясь на положения ст. 1, 152 БК РФ, суд пришел к выводу о том, что гражданин не является субъектом бюджетных отношений.
Вместе с тем, с учетом экономической ситуации, ориентированности на решение социально-экономических проблем происходит трансформация правового статуса физического лица (гражданина) и физического лица - производителя товаров, работ, услуг, в том числе и в рамках бюджетных правоотношений.
С целью повышения качества оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в качестве правового эксперимента до 1 января 2025 г. был принят Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", п. 1 ст. 1 которого предусмотрено, что он регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в отраслях социальной сферы.
Исполнителями таких услуг, если иное не установлено федеральными законами, наряду с государственными (муниципальными) учреждениями, могут быть индивидуальные предприниматели или физические лица - производители товаров, работ, услуг, оказывающие государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере потребителям государственных (муниципальных) услуг - физическим лицам.
В этой связи Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 192-ФЗ в БК РФ внесена новая ст. 78.4 БК РФ, предусматривающая, что в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
При исполнении государственного (муниципального) социального заказа физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг является получателем средств из бюджета, что является признаком вступления в ограниченные по времени связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг бюджетные правоотношения и позволяет говорить о правосубъектности (пусть и ограниченной) физического лица.
Очевидной представляется трансформация бюджетно-правового статуса физических лиц при вступлении их в бюджетные правоотношения в случаях и на условиях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Старший прокурор отдела
по надзору за исполнением
законодательства в сфере
экономики и охраны природы Е.Ю. Иванова
Прокуратура Иркутской области
20 апреля 2023, 11:46
Являются ли физические лица участниками бюджетных правоотношений?
В Российской Федерации активно развиваются информационные отношения, что происходит в полном соответствии с таким приоритетом, как становление информационного общества. Цифровизация затронула и бюджетные правоотношения. При анализе действующего бюджетного законодательства Российской Федерации, а также изменений 2020 - 2023 гг. также затрагивается вопрос о трансформации правового статуса субъектов бюджетного права.
В Бюджетном кодексе РФ не уточняются напрямую субъекты бюджетных правоотношений, а лишь «положения, касающиеся участников бюджетного процесса».
Так, например, рассматривая вопросы о зависимости права гражданина на получение мер социальной поддержки и иных компенсационных выплат и распределения бюджетных средств и ссылаясь на положения ст. 1, 152 БК РФ, суд пришел к выводу о том, что гражданин не является субъектом бюджетных отношений.
Вместе с тем, с учетом экономической ситуации, ориентированности на решение социально-экономических проблем происходит трансформация правового статуса физического лица (гражданина) и физического лица - производителя товаров, работ, услуг, в том числе и в рамках бюджетных правоотношений.
С целью повышения качества оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в качестве правового эксперимента до 1 января 2025 г. был принят Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", п. 1 ст. 1 которого предусмотрено, что он регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в отраслях социальной сферы.
Исполнителями таких услуг, если иное не установлено федеральными законами, наряду с государственными (муниципальными) учреждениями, могут быть индивидуальные предприниматели или физические лица - производители товаров, работ, услуг, оказывающие государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере потребителям государственных (муниципальных) услуг - физическим лицам.
В этой связи Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 192-ФЗ в БК РФ внесена новая ст. 78.4 БК РФ, предусматривающая, что в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
При исполнении государственного (муниципального) социального заказа физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг является получателем средств из бюджета, что является признаком вступления в ограниченные по времени связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг бюджетные правоотношения и позволяет говорить о правосубъектности (пусть и ограниченной) физического лица.
Очевидной представляется трансформация бюджетно-правового статуса физических лиц при вступлении их в бюджетные правоотношения в случаях и на условиях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Старший прокурор отдела
по надзору за исполнением
законодательства в сфере
экономики и охраны природы Е.Ю. Иванова
Все права защищены