Предпринимателям - Прокуратура Иркутской области
Предпринимателям
- 3 июля 2020, 12:37
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Закона № 98-ФЗ), частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать в 2020 году особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Такие особенности установлены постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, в которое постановлением Правительства РФ от 13.06.2020 № 862 внесены изменения и предусмотрены новые основания для проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», проведение которых согласовано органами прокуратуры;
з) внеплановые проверки, основание для проведения, которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства РФ № 438 предусмотрено, что в 2020 году в отношении остальных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (не указанных в пункте 1 данного постановления) проводятся также плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Приведенные выше требования распространяются на все виды контроля (надзора), указанные в частях 3.1 и 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ (за исключением налогового и валютного), в том числе на контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; страховой надзор; государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; федеральный государственный пожарный надзор; государственный строительный надзор и другие (более 70 видов).
Пунктами 6, 7 постановления Правительства РФ № 438 установлено, что проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением проверок, в рамках которых выезд согласован органами прокуратуры или его возможность предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора.
В силу пункта 10 постановления Правительства РФ № 438 органам государственного контроля (надзора) надлежит при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков.
Немаловажными для субъектов предпринимательства в 2020 году являются вопросы применения к ним по результатам проверочных мероприятий органами контроля штрафных санкций. Следует отметить, что административные нарушения и санкции за их совершение, а также порядок исполнения постановлений о наложении административного штрафа установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» Закон № 98-ФЗ дополнен статьей 19.1, предусматривающей увеличение для субъектов малого и среднего предпринимательства срока для уплаты административного штрафа в полном размере, предусмотренного ст. 32.2 КоАП РФ, с 60 дней до 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления о наложении административного штрафа.
Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен порядок отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного штрафа (статья 31.5).
Старший прокурор отдела по надзору
за соблюдением прав предпринимателей Е.В. Проскурякова
Прокуратура Иркутской области
3 июля 2020, 12:37
Особенности осуществления государственного контроля и надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 г.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Закона № 98-ФЗ), частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать в 2020 году особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Такие особенности установлены постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, в которое постановлением Правительства РФ от 13.06.2020 № 862 внесены изменения и предусмотрены новые основания для проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», проведение которых согласовано органами прокуратуры;
з) внеплановые проверки, основание для проведения, которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства РФ № 438 предусмотрено, что в 2020 году в отношении остальных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (не указанных в пункте 1 данного постановления) проводятся также плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Приведенные выше требования распространяются на все виды контроля (надзора), указанные в частях 3.1 и 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ (за исключением налогового и валютного), в том числе на контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; страховой надзор; государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; федеральный государственный пожарный надзор; государственный строительный надзор и другие (более 70 видов).
Пунктами 6, 7 постановления Правительства РФ № 438 установлено, что проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением проверок, в рамках которых выезд согласован органами прокуратуры или его возможность предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора.
В силу пункта 10 постановления Правительства РФ № 438 органам государственного контроля (надзора) надлежит при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков.
Немаловажными для субъектов предпринимательства в 2020 году являются вопросы применения к ним по результатам проверочных мероприятий органами контроля штрафных санкций. Следует отметить, что административные нарушения и санкции за их совершение, а также порядок исполнения постановлений о наложении административного штрафа установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» Закон № 98-ФЗ дополнен статьей 19.1, предусматривающей увеличение для субъектов малого и среднего предпринимательства срока для уплаты административного штрафа в полном размере, предусмотренного ст. 32.2 КоАП РФ, с 60 дней до 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления о наложении административного штрафа.
Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен порядок отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного штрафа (статья 31.5).
Старший прокурор отдела по надзору
за соблюдением прав предпринимателей Е.В. Проскурякова
Все права защищены