Прокурор разъясняет

  • 3 марта 2016, 21:30
Конституционным Судом РФ проверена конституционность пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
  Текст
  1 Изображения
Конституционным Судом РФ проверена конституционность пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
   

25 февраля 2016 года Конституционным Судом РФ принято постановление № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.С. Лымарь».

В соответствии с нормами Общей части Уголовного кодекса РФ наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы не назначаются женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста, в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а также за совершение неоконченного преступления (приготовления к преступлению и покушения на преступление). 

Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 217 из подсудности областных и равных им по уровню судов, где имеются коллегии присяжных заседателей, были исключены уголовные дела, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Органом предварительного следствия Лымарь А.С. обвинялась в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека).

В удовлетворении ходатайства о рассмотрении ее уголовного дела судом с участием присяжных заседателей  Лымарь А.С. было отказано.

Сославшись на то, что часть третья статьи 31 УПК РФ относит уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст. 105 УК РФ, к  подсудности областных и равных им по уровню судов лишь при наличии возможности назначения обвиняемому наказания в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, которые в силу ч.2 ст. 57 и ч. 2 ст. 59 УК РФ Лымарь А.С., как лицу женского пола, назначены быть не могут, судья районного суда рассмотрел ее уголовное дело единолично.

В своей жалобе Лымарь А.С. просила признать оспариваемую норму не соответствующей Конституции РФ, поскольку она лишает женщин, обвиняемых в совершении убийств, права ходатайствовать о рассмотрении их уголовного дела с участием коллегии присяжных заседателей. При этом заявительница указывала, что в соответствии с Конституцией РФ все равны перед законом и судом, а мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Ранее Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 20 мая 2014 года № 16-П пришел к выводу, что аналогичное отсутствие у несовершеннолетних (независимо от их половой принадлежности) возможности рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей (по тем же причинам) оправданно.

Сохраняющее свою силу постановление от 20 мая 2014  года  № 16-П не явилось препятствием для принятия к производству жалобы гражданки А.С. Лымарь, поскольку применительно к случаям, когда лицом, привлекаемым к уголовной ответственности, является именно женщина, пункт 1 части третьей статьи 31 УПК Российской Федерации ранее не оспаривался и, соответственно, не являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

В итоге обсуждения  Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что лишение женщин суда присяжных не отвечает принципу юридического равенства, ограничивает их в реализации права на законный суд и, в конечном счете - в праве на равную с мужчинами судебную защиту. 

Конституционный Суд РФ признал положения пункта 1 части  третьей статьи 31 УПК РРФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не позволяют рассмотреть дело с участием присяжных заседателей в случае, когда женщина обвиняется в квалифицированном убийстве (т. е. по ч. 2 ст. 105 УК РФ). Федеральному законодателю надлежит внести в УПК РФ изменения, обеспечивающие женщинам право на суд с участием присяжных заседателей.

Женщины, обвиняемые по ч. 2 ст. 105 УК РФ, вправе заявлять ходатайства о рассмотрении их дел с участием присяжных заседателей, если судебные заседания по ним еще не назначены.

Если же судебные заседания по делам уже назначены к рассмотрению, подсудность и состав суда изменить нельзя в т. ч. в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.