Прокурор разъясняет - Прокуратура Калужской области
Прокурор разъясняет
- 11 марта 2019, 15:23
Федеральным законом от 29.12.2017 № 463-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Градостроительный кодекс Российской Федерации в части расширения перечня вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципального образования.
Так, правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочего, регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Также введено понятие «прилегающая территория», под которой понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы определены правилами благоустройства территории муниципального образования.
Также на лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, возложена обязанность принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Таким образом, обязанность собственников участвовать в содержании прилегающих территорий возникает непосредственно в силу федерального закона, а не на основании правил благоустройства территории муниципального образования, которыми регулируются лишь случаи, формы, объем такого участия, а также границы прилегающих территорий, т.е. порядок исполнения собственниками этой обязанности, возложенной на них непосредственно федеральным законом, что соответствует положениям ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены в Законе Калужской области от 22.06.2018 № 362-ОЗ «О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области», которым регламентирован порядок определения границ прилегающих территорий и утверждены примерные правила благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов Калужской области и расположенных на них объектов.
Положения указанного законодательства с учетом утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр методических рекомендаций, как правило, находят отражение в утверждаемых правилах благоустройства территорий конкретных муниципальных образований и соответствующих схемах границ прилегающих территорий.
Таким образом, установление упомянутых требований в сфере благоустройства направлено на реализацию публичных интересов - обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, а не гражданско-правовых отношений собственности.
Оспаривание положений Закона Калужской области от 22.06.2018 № 362-ОЗ и правил благоустройства конкретных муниципальных образований в соответствии с ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возможно путем обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Прокуратура Калужской области
11 марта 2019, 15:23
Обязан ли собственник земельного участка содержать прилегающую территорию?
Федеральным законом от 29.12.2017 № 463-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Градостроительный кодекс Российской Федерации в части расширения перечня вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципального образования.
Так, правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочего, регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Также введено понятие «прилегающая территория», под которой понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы определены правилами благоустройства территории муниципального образования.
Также на лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, возложена обязанность принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Таким образом, обязанность собственников участвовать в содержании прилегающих территорий возникает непосредственно в силу федерального закона, а не на основании правил благоустройства территории муниципального образования, которыми регулируются лишь случаи, формы, объем такого участия, а также границы прилегающих территорий, т.е. порядок исполнения собственниками этой обязанности, возложенной на них непосредственно федеральным законом, что соответствует положениям ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены в Законе Калужской области от 22.06.2018 № 362-ОЗ «О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области», которым регламентирован порядок определения границ прилегающих территорий и утверждены примерные правила благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов Калужской области и расположенных на них объектов.
Положения указанного законодательства с учетом утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр методических рекомендаций, как правило, находят отражение в утверждаемых правилах благоустройства территорий конкретных муниципальных образований и соответствующих схемах границ прилегающих территорий.
Таким образом, установление упомянутых требований в сфере благоустройства направлено на реализацию публичных интересов - обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, а не гражданско-правовых отношений собственности.
Оспаривание положений Закона Калужской области от 22.06.2018 № 362-ОЗ и правил благоустройства конкретных муниципальных образований в соответствии с ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возможно путем обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Все права защищены