Прокурор разъясняет - Прокуратура Калужской области
Прокурор разъясняет
- 12 октября 2012, 10:44
Действующее уголовное законодательство предусматриваетво многих составах преступлений такой квалифицирующий признак, какиспользование своего служебного положения. Уголовно - правовое значение данногопризнака состоит в том, что при использовании служебного положения происходитпосягательство на дополнительный объект – интересы службы.
Объектом должностного преступления являетсянормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельностьгосударственных органов, органов местного самоуправления, государственных имуниципальных учреждений, вооруженных Сил РФ, других войск и воинскихформирований, а непосредственным объектом – права и законные интересы гражданили организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Отличительная черта должностного преступления состоитв том, что, посягая на нормальное функционирование органов и учреждений, этопреступление имеет следствием не толькоумаления их авторитета в обществе, оно подрывает у граждан уверенность в защищенности их прав и законныхинтересов.
Квалифицирующий признак «с использованием своегослужебного положения» в статьях Особенной части Уголовного кодекса встречаетсядостаточно часто.
Объективная сторона должностных преступленийпредполагает наличие таких обязательных признаков, как: совершение указанных вдиспозиции соответствующих статей деяний вопреки интересам службы, то есть находящихсяв противоречии не только с задачами, для выполнения которых образованорган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которыхнепосредственно возложено на должностное лицо; наступление определенныхпоследствий преступления; наличие причинной связи между незаконными действиями(бездействием) должностного лица и наступившими последствиями.
Способы и формы совершения того или иного должностногопреступления могут быть различными. Однако объединяет их то обстоятельство, чтоони находятся в противоречии с интересами службы.
Субъектами совершенияпреступлений с использованием служебного положения могут бытьдолжностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих илииных организациях, поскольку они обладают особыми полномочиями и положением, позволяющими облегчить совершение преступления.
Понятие должностного лица раскрывается в примечаниях кст. 285 УК РФ. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или поспециальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либовыполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственныефункции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, атакже в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинскихформированиях Российской Федерации.
В примечании 1 к ст. 201 УК РФ указано, какие именнолица признаются выполняющими управленческие функции. А именно, выполняющиеуправленческие функции в коммерческой или иной организации, а также внекоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органомместного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, членасовета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а такжелицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющееорганизационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции вэтих организациях.
В постановлениях Пленума Верховного Суда РоссийскойФедерации обращено внимание и на категорию лиц, относящихся к государственным имуниципальным служащим.
Служащий является собирательным понятием, охватывающимследующие виды: 1) государственный и муниципальный служащий; 2) служащий государственного и муниципальногоучреждения; 3) служащий государственнойкорпорации; 4) служащий коммерческой или иной организации, не являющейсягосударственным органом, органом местного самоуправления, государственным имуниципальным учреждением.
Виды государственных служащих определены в ст. 10Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от27. 05. 2003 г. №58 - ФЗ. Так, федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральнойгосударственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъектаРоссийской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебнуюдеятельность на должности государственной гражданской службы субъектаРоссийской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счетсредств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащийсубъекта Российской Федерации может получить денежное содержание(вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Определение муниципального служащего дано в ст. 10Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от02. 03. 2007 г. №25 - ФЗ. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий впорядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии сфедеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности подолжности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое засчет средств местного бюджета.
Неоднозначно в постановлениях Пленума Верховного СудаРоссийской Федерации решается вопрос относительно иных субъектов – служащихгосударственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, коммерческих и некоммерческих организаций.
Проблема заключаетсяв определении фигуры служащего, не являющегося государственным илимуниципальным служащим, а также не являющегося должностным лицом.
Представляется, что, даже являясь рядовым служащим, последний, находясь в системе служебной иерархии, имеет, как правило, возможность оказать содействие, повлиять, принять решение, действуя в рамкахсвоих служебных полномочий, которыми не обладают лица, не являющиеся служащимиорганизации.
Но признавать субъектами использования служебногоположения лиц, не относящихся к категории служащих, нельзя.
В соответствии с Трудовым кодексом РоссийскойФедерации трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении междуработником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовойфункции. Поэтому трудовые функции выполняют как должностные лица либо лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, таки иные служащие, а также лица, которые в трудовом законодательстве определяютсякак работники, осуществляющие трудовую деятельность по профессии рабочего. Признание субъектами преступлений, которые совершаются с использованиемслужебного положения, лиц, осуществляющих трудовую деятельность по профессиирабочего, исключается, поскольку речь идет об использовании служебногоположения.
Таким образом, под лицами, использующими своеслужебное положение, следует понимать должностных лиц, государственных и муниципальныхслужащих, а также служащих в целом.
Прокуратура Калужской области
12 октября 2012, 10:44
Преступления, совершаемые с использованием служебного положения
Действующее уголовное законодательство предусматриваетво многих составах преступлений такой квалифицирующий признак, какиспользование своего служебного положения. Уголовно - правовое значение данногопризнака состоит в том, что при использовании служебного положения происходитпосягательство на дополнительный объект – интересы службы.
Объектом должностного преступления являетсянормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельностьгосударственных органов, органов местного самоуправления, государственных имуниципальных учреждений, вооруженных Сил РФ, других войск и воинскихформирований, а непосредственным объектом – права и законные интересы гражданили организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Отличительная черта должностного преступления состоитв том, что, посягая на нормальное функционирование органов и учреждений, этопреступление имеет следствием не толькоумаления их авторитета в обществе, оно подрывает у граждан уверенность в защищенности их прав и законныхинтересов.
Квалифицирующий признак «с использованием своегослужебного положения» в статьях Особенной части Уголовного кодекса встречаетсядостаточно часто.
Объективная сторона должностных преступленийпредполагает наличие таких обязательных признаков, как: совершение указанных вдиспозиции соответствующих статей деяний вопреки интересам службы, то есть находящихсяв противоречии не только с задачами, для выполнения которых образованорган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которыхнепосредственно возложено на должностное лицо; наступление определенныхпоследствий преступления; наличие причинной связи между незаконными действиями(бездействием) должностного лица и наступившими последствиями.
Способы и формы совершения того или иного должностногопреступления могут быть различными. Однако объединяет их то обстоятельство, чтоони находятся в противоречии с интересами службы.
Субъектами совершенияпреступлений с использованием служебного положения могут бытьдолжностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих илииных организациях, поскольку они обладают особыми полномочиями и положением, позволяющими облегчить совершение преступления.
Понятие должностного лица раскрывается в примечаниях кст. 285 УК РФ. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или поспециальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либовыполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственныефункции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, атакже в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинскихформированиях Российской Федерации.
В примечании 1 к ст. 201 УК РФ указано, какие именнолица признаются выполняющими управленческие функции. А именно, выполняющиеуправленческие функции в коммерческой или иной организации, а также внекоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органомместного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, членасовета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а такжелицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющееорганизационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции вэтих организациях.
В постановлениях Пленума Верховного Суда РоссийскойФедерации обращено внимание и на категорию лиц, относящихся к государственным имуниципальным служащим.
Служащий является собирательным понятием, охватывающимследующие виды: 1) государственный и муниципальный служащий; 2) служащий государственного и муниципальногоучреждения; 3) служащий государственнойкорпорации; 4) служащий коммерческой или иной организации, не являющейсягосударственным органом, органом местного самоуправления, государственным имуниципальным учреждением.
Виды государственных служащих определены в ст. 10Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от27. 05. 2003 г. №58 - ФЗ. Так, федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральнойгосударственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъектаРоссийской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебнуюдеятельность на должности государственной гражданской службы субъектаРоссийской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счетсредств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащийсубъекта Российской Федерации может получить денежное содержание(вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Определение муниципального служащего дано в ст. 10Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от02. 03. 2007 г. №25 - ФЗ. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий впорядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии сфедеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности подолжности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое засчет средств местного бюджета.
Неоднозначно в постановлениях Пленума Верховного СудаРоссийской Федерации решается вопрос относительно иных субъектов – служащихгосударственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, коммерческих и некоммерческих организаций.
Проблема заключаетсяв определении фигуры служащего, не являющегося государственным илимуниципальным служащим, а также не являющегося должностным лицом.
Представляется, что, даже являясь рядовым служащим, последний, находясь в системе служебной иерархии, имеет, как правило, возможность оказать содействие, повлиять, принять решение, действуя в рамкахсвоих служебных полномочий, которыми не обладают лица, не являющиеся служащимиорганизации.
Но признавать субъектами использования служебногоположения лиц, не относящихся к категории служащих, нельзя.
В соответствии с Трудовым кодексом РоссийскойФедерации трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении междуработником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовойфункции. Поэтому трудовые функции выполняют как должностные лица либо лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, таки иные служащие, а также лица, которые в трудовом законодательстве определяютсякак работники, осуществляющие трудовую деятельность по профессии рабочего. Признание субъектами преступлений, которые совершаются с использованиемслужебного положения, лиц, осуществляющих трудовую деятельность по профессиирабочего, исключается, поскольку речь идет об использовании служебногоположения.
Таким образом, под лицами, использующими своеслужебное положение, следует понимать должностных лиц, государственных и муниципальныхслужащих, а также служащих в целом.
Все права защищены