Права несовершеннолетних - Прокуратура Кировской области
Права несовершеннолетних
- 15 июля 2013, 00:00
Федеральным законом от 02.07.2013 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены следующие изменения в Семейный кодекс Российской Федерации.
Статья 65 об осуществлении родителями своих прав дополнена частью четвертой, согласно которой родители (лица, их заменяющие) при осуществлении своих родительских прав имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи – условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.
Статья 77 дополнена фразой, что немедленное отобрание ребенка может производиться органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Статья 121 о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ возлагает на органы опеки и попечительства выявление детей, оставшихся без попечения родителей, а также ведение учета таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечение защиты их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
Согласно изменениям в этой же статье к органам опеки и попечительства отнесены также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 123 об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей дополнена фразой, что дети, оставшиеся без попечения родителей, при отсутствии возможности передачи их в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), не просто передаются, а временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
В статье 124 изменился срок передачи детей на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей. Согласно действующему законодательству такая передача возможна по истечении двенадцати месяцев (а не шести, как было ранее) со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Изменения коснулись статьи 127, определяющей требования к лицам, имеющих право быть усыновителями. В частности помимо прочих обязательных условий усыновителями не могут быть:
- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права либо которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, при их наличии у лиц, совместно проживающих в жилом помещении, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти:
- лица, не прошедшие соответствующую подготовку;
- лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.
Положение о том, что усыновителями не могут быть лица, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, утратило силу.
Изменен п.4 настоящей статьи, регламентирующий осуществление подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.
Статьей 128 сняты жесткие ограничения по разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.
Ранее разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна была быть, строго не менее шестнадцати лет. В настоящее время - в пределах шестнадцати лет.
Внесены изменения в статью 146 о требованиях к опекунам (попечителям) детей.
Статья 155.1. дополнена абзацем, разъясняющим процедуру устройства ребенка в случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей. Указано, что в данном случае этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.
Часть 3 указанной статьи дополнительно возлагает на органы опеки и попечительства принятие мер для устройства таких детей на воспитание в семью.
В статье 155.2 изменились сроки временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Ранее временная передача осуществлялась на срок не более чем один месяц (в настоящее время - не более чем на три месяца).
Непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье ранее не мог превышать трех месяцев (в настоящее время - шести месяцев).
Прокуратура Кировской области
15 июля 2013, 00:00
Внесены изменения в законодательные акты, касающиеся вопросов устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Федеральным законом от 02.07.2013 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены следующие изменения в Семейный кодекс Российской Федерации.
Статья 65 об осуществлении родителями своих прав дополнена частью четвертой, согласно которой родители (лица, их заменяющие) при осуществлении своих родительских прав имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи – условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.
Статья 77 дополнена фразой, что немедленное отобрание ребенка может производиться органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Статья 121 о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ возлагает на органы опеки и попечительства выявление детей, оставшихся без попечения родителей, а также ведение учета таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечение защиты их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
Согласно изменениям в этой же статье к органам опеки и попечительства отнесены также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 123 об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей дополнена фразой, что дети, оставшиеся без попечения родителей, при отсутствии возможности передачи их в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), не просто передаются, а временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
В статье 124 изменился срок передачи детей на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей. Согласно действующему законодательству такая передача возможна по истечении двенадцати месяцев (а не шести, как было ранее) со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Изменения коснулись статьи 127, определяющей требования к лицам, имеющих право быть усыновителями. В частности помимо прочих обязательных условий усыновителями не могут быть:
- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права либо которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, при их наличии у лиц, совместно проживающих в жилом помещении, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти:
- лица, не прошедшие соответствующую подготовку;
- лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.
Положение о том, что усыновителями не могут быть лица, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, утратило силу.
Изменен п.4 настоящей статьи, регламентирующий осуществление подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.
Статьей 128 сняты жесткие ограничения по разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.
Ранее разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна была быть, строго не менее шестнадцати лет. В настоящее время - в пределах шестнадцати лет.
Внесены изменения в статью 146 о требованиях к опекунам (попечителям) детей.
Статья 155.1. дополнена абзацем, разъясняющим процедуру устройства ребенка в случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей. Указано, что в данном случае этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.
Часть 3 указанной статьи дополнительно возлагает на органы опеки и попечительства принятие мер для устройства таких детей на воспитание в семью.
В статье 155.2 изменились сроки временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Ранее временная передача осуществлялась на срок не более чем один месяц (в настоящее время - не более чем на три месяца).
Непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье ранее не мог превышать трех месяцев (в настоящее время - шести месяцев).
Все права защищены