Прокурор разъясняет - Прокуратура Костромской области
Прокурор разъясняет
- 30 июня 2019, 04:00
Разъясняет прокурор отдела прокуратуры области Толковиткина К.А.
1. Какие отходы отнесены к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО), обращение с которыми должно осуществляться региональным оператором по обращению с ТКО?
Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Особенности регулирования обращения с ТКО установлены ст.ст. 24.6 – 24.13 Закона об отходах.
2. Кто имеет право оказывать услуги по вывозу мусора (обращению с ТКО)?
Ответ: По общему правилу в случае, если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО только он (ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ). У собственника отходов возникает обязанность оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО региональному оператору.
В Костромской области по результатам конкурсных отборов статус региональных операторов по обращению с ТКО присвоен 3-м организациям: ООО «ЭкоТехноМенеджмент», ООО «Полигон», ООО «Спецтранс» по 3-м зонам деятельности, департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в мае-июне 2018 года с юридическими лицами заключены соответствующие соглашения.
3. Если я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Таким образом, договор обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Проект договора размещается на сайте компании, также договор можно заключить в офисе регионального оператора.
В соответствии с Правилами обустройства мест накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила обустройства мест накопления отходов), если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В свою очередь, оператор не может отказаться заключить договор на услугу по обращению с этими отходами, если они возникают и копятся в его зоне деятельности.
4. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором? И какую ответственность можно понести за отсутствие договора на вывоз мусора (обращение с ТКО)?
Ответ: Нет, не может. Об этом говорится в ст. 24.7 Закона об отходах, а также в ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
За отсутствие договора лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, может быть привлечено к ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Почему плата за мусор увеличилась?
Ответ: Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищных услуг и появлении строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО исключена из состава жилищных услуг.
С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество) и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.)
6. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?
Ответ: В соответствии с Правилами обустройства мест накопления отходов обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица (собственник земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, управляющие компании).
Органами местного самоуправления ведутся Реестры мест (площадок) накопления ТКО, которые должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то на порталах субъектов РФ.
7. Какие обязанности существуют у регионального оператора по обращению с ТКО?
Ответ: Согласно п. 10 ст. 24.6 Закона об отходах региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Кроме того, региональные операторы обязаны принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении к договору по оказанию услуг в сфере обращения с отходами; обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО; предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО; отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением договора на оказание услуг по обращению с отходами; принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании (постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156).
Прокуратура Костромской области
30 июня 2019, 04:00
Актуальные вопросы системы обращения с твердыми коммунальными отходами
Разъясняет прокурор отдела прокуратуры области Толковиткина К.А.
1. Какие отходы отнесены к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО), обращение с которыми должно осуществляться региональным оператором по обращению с ТКО?
Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Особенности регулирования обращения с ТКО установлены ст.ст. 24.6 – 24.13 Закона об отходах.
2. Кто имеет право оказывать услуги по вывозу мусора (обращению с ТКО)?
Ответ: По общему правилу в случае, если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО только он (ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ). У собственника отходов возникает обязанность оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО региональному оператору.
В Костромской области по результатам конкурсных отборов статус региональных операторов по обращению с ТКО присвоен 3-м организациям: ООО «ЭкоТехноМенеджмент», ООО «Полигон», ООО «Спецтранс» по 3-м зонам деятельности, департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в мае-июне 2018 года с юридическими лицами заключены соответствующие соглашения.
3. Если я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Таким образом, договор обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Проект договора размещается на сайте компании, также договор можно заключить в офисе регионального оператора.
В соответствии с Правилами обустройства мест накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила обустройства мест накопления отходов), если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В свою очередь, оператор не может отказаться заключить договор на услугу по обращению с этими отходами, если они возникают и копятся в его зоне деятельности.
4. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором? И какую ответственность можно понести за отсутствие договора на вывоз мусора (обращение с ТКО)?
Ответ: Нет, не может. Об этом говорится в ст. 24.7 Закона об отходах, а также в ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
За отсутствие договора лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, может быть привлечено к ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Почему плата за мусор увеличилась?
Ответ: Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищных услуг и появлении строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО исключена из состава жилищных услуг.
С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество) и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.)
6. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?
Ответ: В соответствии с Правилами обустройства мест накопления отходов обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица (собственник земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, управляющие компании).
Органами местного самоуправления ведутся Реестры мест (площадок) накопления ТКО, которые должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то на порталах субъектов РФ.
7. Какие обязанности существуют у регионального оператора по обращению с ТКО?
Ответ: Согласно п. 10 ст. 24.6 Закона об отходах региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Кроме того, региональные операторы обязаны принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении к договору по оказанию услуг в сфере обращения с отходами; обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО; предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО; отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением договора на оказание услуг по обращению с отходами; принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании (постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156).
Все права защищены