Прокурор разъясняет

  • 23 апреля 2023, 13:04
Прокуратура Костромского района: О возможности предоставления для обозрения персональных данных третьих лиц при ознакомлении заявителей с материалами процессуальных проверок, проведенных в порядке ст. 144-145, 148 УПК РФ по заявлению последних
  Текст

Действующим уголовно-процессуальным законодательством, порядок проведения проверки сообщения о преступлении регламентирован статьей 144 УПК РФ, а вынесение решения об отказе в возбуждении уголовного дела – статьями 145 и 148 УПК РФ. Данные нормы не содержат каких-либо сведений о возможности/невозможности ознакомления заявителей с материалами процессуальных проверок.

Основополагающие  требования сформулированы в ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, согласно положениям которой, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. 

Как видно из конструкции данной нормы, часть ее носит бланкетный характер, отсылая к требованиям иных законов, что соответствует положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Также, право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну закреплено в  п. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ). При этом, одним из видов обращения, в соответствии п. 3 ст. 4 Закона № 59-ФЗ,  является заявление, под которым понимается  в том числе, сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов. Аналогичные положения содержатся в  п. 7.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России № 707 от 12.09.2013 (далее – Инструкция), вследствие чего, заявление о преступлении также является обращением. Кроме того, в соответствии с п. 191 Инструкции, заявления о преступлении, об административном правонарушении в соответствии с резолюцией принимавшего должностного лица по окончании приема передаются (без регистрации в подразделении делопроизводства) в дежурную часть территориального органа для регистрации в КУСП. Вследствие вышеизложенного, действие настоящей Инструкции распространяется на рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях. П. 9.2  Инструкции предусмотрено, что гражданину, обращение которого рассматривается в органах внутренних дел, должна быть обеспечена возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц.

В рассматриваемой ситуации лицо, по заявлению которого проведена процессуальная проверка и принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, обратилось в ОМВД России по Костромскому району с заявлением об ознакомлении с материалом проверки. Соответствующий материал проверки гражданину был предоставлен, однако данные третьих лиц, совершивших, по мнению заявителя, противоправные деяния в отношении нее, были закрыты. На требование заявителя предоставить указанные данные для обозрения, поскольку они требовались ей для дальнейшего обращения в суд, последней было отказано со ссылкой на статью  7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).

Ст.7 Закона № 152-ФЗ, установлено, что  операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом, согласно ст. 1 Закона № 152-ФЗ  сферой действия данного закона являются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Федеральный закон «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным (часть 1 статьи 1). Следовательно, действие этого Закона не распространяется на отношения по собиранию, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и сам по себе он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и проверок сообщений о преступлениях, вследствие чего вышеуказанный Закон не содержит  ограничений права заявителя на ознакомление с материалами, послужившими основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. (Определение Конституционного суда Российской Федерации № 29.09.2011 № 1251-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции» и статьей 7 Федерального закона «О персональных данных» )

В силу предписания статей 23, 24, 29 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого, на органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана»).

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 года  «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации», полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 1251-О-О от 29.09.2011).

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а часть вторая статьи 145 и часть четвертая статьи 148 УПК Российской Федерации не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 года N 191-О и от 19 февраля 2003 года N 78-О)

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права, в том числе непредоставление заявителю для ознакомления материалов проверки, проведенной в порядке статьи 144 УПК РФ, по результатам которой принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, или материалов прекращенного уголовного дела; постановление о приостановлении предварительного расследования; отказ прокурора в возбуждении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств и другие ( п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 1 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ»).

Ввиду того, что действующий Уголовно-процессуальный кодекс не содержит ограничений на доступ к соответствующей информации, а Федеральный закон № 152-ФЗ  «О персональных данных»  не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и проверок сообщений о преступлениях, с учетом взаимосвязанных требований ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 55  Конституции РФ, п. 3 ст. 4 п. 2 ст. 5 Закона № 59,  п. 7.3, 9.2, 191 Инструкции, а также вышеизложенных правовых позиций Конституционного и Верховных судов Российской Федерации, ограничение права заявителя на ознакомление с материалами процессуальной проверки, проведенной по его заявлению, в части ознакомления с установочными данными третьих лиц, содержащихся в материале проверки с целью последующего обращения гражданина за судебной защитой, не является правомерным.