Уголовное судопроизводство

  • 1 августа 2024, 15:17
Верховным Cудом Российской Федерации 25.06.2024 внесены изменения в постановление Пленума Верховного Cуда Российской Федерации № 25 от 09.12.2008 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
  Текст

Уточнено понятие механического транспортного средства, приведенное в пункте 1 Примечания к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (Далее - УК РФ).

Указано, что средства индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства передвижения, не относятся к механическим транспортным средствам. Действия лица, допустившего нарушение правил безопасности движения или эксплуатации таких транспортных средств, равно как велосипедов и самокатов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, могут быть квалифицированы по статье 268 УК РФ.

Ответственность по статье 264 УК РФ наступает за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, допущенные в пределах обустроенных или специально приспособленных для движения транспортных средств полос земли или поверхности искусственных сооружений, прилегающих к ним территорий (например, во дворах многоквартирных домов, в коттеджных поселках, на автостоянках, автозаправочных станциях, территориях организаций), а также на иных приспособленных и используемых водителями для движения транспортных средств участках местности, проложенных в лесу, в поле, по ледовой поверхности реки или озера.

Следует обратить внимание, что исчерпывающий перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о нахождении водителя в состоянии опьянения, и способов установления таких обстоятельств, приведен в пункте 2 Примечания к статье 264 УК РФ и расширительному толкованию не подлежит.

При привлечении лица к уголовной ответственности за умышленное оставление места совершения преступления, предусмотренного статьёй 264 УК РФ, необходимо учитывать, что действия лица не должны быть обусловлены вытекающей из факта дорожно-транспортного происшествия необходимостью, например, доставления пострадавшего на своем транспортном средстве в лечебное учреждение при невозможности отправить его на попутном транспортном средстве.

Невозвращение водителя к месту дорожно-транспортного происшествия после доставления пострадавшего в лечебное учреждение при наличии объективной возможности вернуться подпадает под признаки указанного квалифицирующего признака. Если виновное лицо, покидая место преступления, осознавало, что заведомо оставляет в опасности пострадавшего, то его действия при наличии к тому оснований подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «б» соответствующей части статьи 264 УК РФ и статьи 125 УК РФ. При признании виновным лица по статье 264 УК РФ, совершившего преступление, в состоянии опьянения и после этого оставившего место его совершения, учитываются оба квалифицирующих признака.

По совокупности преступлений квалифицируются также действия лица, совершившего преступление, предусмотренное статьями 264.1, 264.2 и (или) 264.3 УК РФ, и при этом повлекшее наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ. По статье 264.2 УК РФ уголовная ответственность наступает лишь в случае, когда все перечисленные в ней административные правонарушения, постановления о назначении административного наказания за которые имеют преюдициальное значение по данному делу, были выявлены без использования работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающих в автоматическом режиме средств фото- и киносъемки, видеозаписи.