Иное

  • 22 ноября 2016, 15:08
Коррупция в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государст-венных или муниципальных нужд
  Текст
  1 Изображения
   

Статьей 34 Конституции РФ каждому гарантировано право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Основной гарантией реализации указанного права является запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа, т.е. к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статьей 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности органов власти по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Деятельность субъектов гражданских правоотношений должна осуществляться на таких основных принципах как законность, комплексное использование правовых, специальных и иных мер, а также приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

В связи с этим в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» организации, независимо от организационно-правовой формы, обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Лица, осуществляющие закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, при заключении соответствующих сделок обязаны руководствоваться не только Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но и соблюдать требования Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Такая информация должна быть полной и достоверной.

Неотъемлемой частью системы противодействия коррупции в сфере закупок является соблюдение принципа обеспечения конкуренции.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Статьями 7.29, 7.30, 7.31, 7.32, 7.32.1, 7.32.3, 7.32.4 КоАП РФ установлена административная ответственность как за нарушение порядка проведения конкурсных процедур, так и за нарушение сроков и порядка размещения информации, направленной на обеспечение открытости и прозрачности закупок.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» так же содержит ряд положений, направленных на обеспечение добросовестности системы закупок.

Статьей 15 указанного закона установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

К числу запретов в частности отнесены:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законодатель не ограничился установлением запрета на принятие ограничивающих конкуренцию актов и совершение действий (бездействий) органов власти, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, но и предусмотрел запрет на заключение коалиционных соглашений хозяйствующими субъектами и совершение согласованный действий, ограничивающих конкуренцию.

Так, в силу ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Соблюдение указанных требований позволяет пресечь возможные коррупционные проявления как в деятельности органов власти, так и иных участников правоотношений.

Нарушение установленных запретов в зависимости от степени общественной опасности совершенных деяний влечет административную или уголовную ответственность.

Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления влечет административную ответственность по ст. 14.9 КоАП РФ.

Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий либо осуществление координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации образуют состав правонарушения предусмотренного ч.ч. 1,2 ст. 14.32 КоАП РФ.

Должностные лица органов власти, заключившие недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашение или осуществляющие недопустимых в соответствии с указанным законодательством согласованных действий несут ответственность по ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ, вплоть до дисквалификации на срок до трех лет.

Если же в результате заключения хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб либо извлечен доход в крупном размере виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства влечет уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ.

Если же должностным лицом совершены действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такое лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ.

Правоотношения субъектов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не исключает и такое противоправное поведение как дача, получение взятки и посредничество во взяточничестве, которые являются уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст.ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ.

Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица указанным должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет административную ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена система норм, направленных на обеспечение добросовестности конкуренции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и установлена ответственность за их нарушение.