Прокурор разъясняет - Прокуратура Московской области
Прокурор разъясняет
- 6 августа 2019, 00:00
Имея ввиду добросовестность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, законодателем ограничено право контрольно-надзорных органов истребовать у предпринимателей документы и информацию.
В статье 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определено, что до вынесения решения о проведении внеплановой выездной проверки, при отсутствии очевидных фактов и достоверной информации о лице, допустившем нарушение закона, может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть получены пояснения. Однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
В том случае, когда распоряжение или приказ о проведении проверки вынесены, проверяющее лицо вправе запрашивать необходимые документы, а предприниматель должен их предоставить.
Неисполнение запроса контрольно-надзорного органа является основанием для привлечения виновного лица административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 КоАП РФ. Согласно данной статье, непредставление или несвоевременное представление в контрольно-надзорный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в контрольно-надзорный орган таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность в виде штрафа для должностных лиц от трехсот до пятисот рублей;
для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Кроме того, статьей 19.4.1 КоАП РФ регламентирована ответственность для должностных и юридических лиц в виде штрафа (от двух тысяч до четырех тысяч рублей и от пяти тысяч до десяти тысяч рублей соответственно) за воспрепятствование законной деятельности должностному лицу контролирующего органа по проведению проверки или уклонение от такой проверки. В случае если такое воспрепятствование повлекло невозможность проведения или завершения проверки должностное лицо может быть подвергнуто административному наказанию. При повторном воспрепятствовании, повлекшее невозможность проведения проверки, на должностное лицо может быть наложен административный штраф в повышенном размере.
Вместе с тем, нередко контролирующие органы злоупотребляют своим правом и истребуют у юридических лиц документы до вынесения решения о проведении проверки. Указанным фактам органами прокуратуры области уделяется пристальное внимание, принимаются меры по их недопущению и привлечению произвольно трактующих свои полномочия должностных лиц к дисциплинарной и административной (статья 19.6.1 КоАП РФ) ответственности.
В частности, несоблюдение должностными лицами контрольно-надзорных органов требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Повторное совершение правонарушения может послужить основанием для дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до одного года.
В текущем году прокурорами вскрывались отдельные случаи неправомерного понуждения предпринимателей к представлению документов и информации, в связи с чем по мерам прокурорского реагирования должностные лица регионального и муниципального уровней привлекались к названным видам ответственности.
Прокуратура Московской области
6 августа 2019, 00:00
Запросить или попросить документы в рамках контрольно-надзорной деятельности? Грань и последствия
Имея ввиду добросовестность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, законодателем ограничено право контрольно-надзорных органов истребовать у предпринимателей документы и информацию.
В статье 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определено, что до вынесения решения о проведении внеплановой выездной проверки, при отсутствии очевидных фактов и достоверной информации о лице, допустившем нарушение закона, может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть получены пояснения. Однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
В том случае, когда распоряжение или приказ о проведении проверки вынесены, проверяющее лицо вправе запрашивать необходимые документы, а предприниматель должен их предоставить.
Неисполнение запроса контрольно-надзорного органа является основанием для привлечения виновного лица административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 КоАП РФ. Согласно данной статье, непредставление или несвоевременное представление в контрольно-надзорный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в контрольно-надзорный орган таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность в виде штрафа для должностных лиц от трехсот до пятисот рублей;
для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Кроме того, статьей 19.4.1 КоАП РФ регламентирована ответственность для должностных и юридических лиц в виде штрафа (от двух тысяч до четырех тысяч рублей и от пяти тысяч до десяти тысяч рублей соответственно) за воспрепятствование законной деятельности должностному лицу контролирующего органа по проведению проверки или уклонение от такой проверки. В случае если такое воспрепятствование повлекло невозможность проведения или завершения проверки должностное лицо может быть подвергнуто административному наказанию. При повторном воспрепятствовании, повлекшее невозможность проведения проверки, на должностное лицо может быть наложен административный штраф в повышенном размере.
Вместе с тем, нередко контролирующие органы злоупотребляют своим правом и истребуют у юридических лиц документы до вынесения решения о проведении проверки. Указанным фактам органами прокуратуры области уделяется пристальное внимание, принимаются меры по их недопущению и привлечению произвольно трактующих свои полномочия должностных лиц к дисциплинарной и административной (статья 19.6.1 КоАП РФ) ответственности.
В частности, несоблюдение должностными лицами контрольно-надзорных органов требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Повторное совершение правонарушения может послужить основанием для дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до одного года.
В текущем году прокурорами вскрывались отдельные случаи неправомерного понуждения предпринимателей к представлению документов и информации, в связи с чем по мерам прокурорского реагирования должностные лица регионального и муниципального уровней привлекались к названным видам ответственности.
Все права защищены