Прокурор разъясняет - Прокуратура Мурманской области
Прокурор разъясняет
- Противодействие коррупции
- Труд
- Социальная защита
- Жилье
- Здравоохранение
- Образование
- Семья и детство
- Обращения граждан
- Окружающая среда
- Экономика и предпринимательство
- Противодействие экстремизму, терроризму
- Гражданское законодательство
- Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
- Прокуроры об актуальном в законодательстве
- Иное
- 21 января 2015, 18:03
Прокурор г. Полярные Зори в рамках разъяснения действующего законодательства информирует граждан о полномочиях общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Статьей 44 Жилищного кодекса РФ определено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в таком многоквартирном доме. Полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном дом определены данной статьей Жилищного кодекса РФ.
То есть, судьба общего имущества собственников, определение порядка его содержания и ремонта, а так же многие другие вопросы решаются самими собственниками, что вполне естественно укладывается в общую концепцию верховенства прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества. Все права в отношении имущества должны реализовываться самим собственником.
Вместе с тем, практическая реализация этой нормы жилищного законодательства породила существенные трудности, неоднократно приводила к нарушению прав собственников и продолжает создавать проблемы для жильцов многоквартирного дома и иных лиц, владеющих помещениями в нем. Во многом это связано с недобросовестностью некоторых организаторов общих собраний, способных не только ввести собственников в заблуждение, но и попросту фальсифицировать результаты голосования.
Итак, компетенция общего собрания собственников определена нормами ЖК. К его компетенции относятся в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации, с которой будет заключен договор управления или содержания и ремонта общего имущества.
Нередко, не удовлетворившись решением проведенного общего собрания, собственники, самостоятельно или по наущению представителей оставшейся не у дел управляющей организации, инициируют и проводят новое общее собрание для отмены предыдущего решения. Расколовшиеся на два непримиримых лагеря жильцы могут проводить такие собрания одно за другим.
Столкнувшись с указанными проблемами, собственники квартир и других помещений в доме обращаются за защитой своих прав в органы местного самоуправления и в органы государственной власти, в том числе в прокуратуру. Вместе с тем, ни органы местного самоуправления, ни органы государственной власти не наделены компетенцией по проверке законности принятого общим собранием решения в части исследования фактов подделки подписей (если такая подделка, конечно, не является способом совершения мошенничества) и введения голосовавших в заблуждение о вопросах, обсуждавшихся на собрании. Как правило, ответы на такие обращения граждан содержат разъяснение правовых норм, которые устанавливают, что все вопросы разрешаются собственниками на общем собрании самостоятельно, а при несогласии отдельных собственников с принятым решением оно может быть оспорено ими в судебном порядке.
Необходимо отметить, что и судебная процедура не в состоянии обеспечить должную защиту жителей дома от недобросовестных организаторов общего собрания. Так, решение суда о признании незаконным решения общего собрания собственников будет принято в лучшем случае по истечении двух-трех месяцев с момента проведения такого собрания, а вступит в законную силу еще позднее (с учетом процедур апелляционного обжалования - значительно позднее). За это время лица, способные подделать подписи собственников или само решение общего собрания, способные ввести людей в заблуждение относительно вопросов, по которым они голосуют, в таком же порядке "проведут" еще не одно общее собрание, на которых будут "приняты" решения, аналогичные оспоренным в судебном порядке. В результате после окончания длительной судебной процедуры собственники могут оказаться в ситуации, когда это оспаривание не имело никакого смысла и требуется признание незаконным уже нового аналогичного решения.
Во многих случаях граждане не обращаются в суд, не желая нести расходы на оплату услуг юриста либо не имея времени для сбора доказательств (может потребоваться проведение опроса жителей дома о том, как именно они голосовали, установление местонахождения бюллетеней для голосования и их предварительное исследование и т.д.).
Таким образом, в настоящее время органы власти и местного самоуправления в большинстве упомянутых ситуаций никак не могут помочь собственникам установить факт нарушения их прав при проведении общего собрания, а тем более восстановить их права.
Положениями части первой ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать, а так же в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Нарушения прав граждан, пусть и носящий массовый и однородный характер, но вытекающий из индивидуальных договорных отношений между гражданином и организацией (договор управления многоквартирным домом) не может служить основанием для обращения прокурора в суд с требованием, направленным в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2014 № 59-КГ14-5.
Таким образом, собственники жилых помещений вправе самостоятельно ставить и решать вопросы о содержании и ремонте общего имущества собственников, выборе способа управления многоквартирным домом и выборе управляющей компании, а так же об изменении условий договора, регулирующих техническое обслуживание жилого дома, либо о расторжении таких договоров, в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в целях разъяснения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ издан приказ от 31.07.2014 № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».
Данный приказ размещен на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Прокуратура Мурманской области
21 января 2015, 18:03
Прокурор г. Полярные Зори в рамках разъяснения действующего законодательства информирует граждан о полномочиях общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Прокурор г. Полярные Зори в рамках разъяснения действующего законодательства информирует граждан о полномочиях общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Статьей 44 Жилищного кодекса РФ определено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в таком многоквартирном доме. Полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном дом определены данной статьей Жилищного кодекса РФ.
То есть, судьба общего имущества собственников, определение порядка его содержания и ремонта, а так же многие другие вопросы решаются самими собственниками, что вполне естественно укладывается в общую концепцию верховенства прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества. Все права в отношении имущества должны реализовываться самим собственником.
Вместе с тем, практическая реализация этой нормы жилищного законодательства породила существенные трудности, неоднократно приводила к нарушению прав собственников и продолжает создавать проблемы для жильцов многоквартирного дома и иных лиц, владеющих помещениями в нем. Во многом это связано с недобросовестностью некоторых организаторов общих собраний, способных не только ввести собственников в заблуждение, но и попросту фальсифицировать результаты голосования.
Итак, компетенция общего собрания собственников определена нормами ЖК. К его компетенции относятся в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации, с которой будет заключен договор управления или содержания и ремонта общего имущества.
Нередко, не удовлетворившись решением проведенного общего собрания, собственники, самостоятельно или по наущению представителей оставшейся не у дел управляющей организации, инициируют и проводят новое общее собрание для отмены предыдущего решения. Расколовшиеся на два непримиримых лагеря жильцы могут проводить такие собрания одно за другим.
Столкнувшись с указанными проблемами, собственники квартир и других помещений в доме обращаются за защитой своих прав в органы местного самоуправления и в органы государственной власти, в том числе в прокуратуру. Вместе с тем, ни органы местного самоуправления, ни органы государственной власти не наделены компетенцией по проверке законности принятого общим собранием решения в части исследования фактов подделки подписей (если такая подделка, конечно, не является способом совершения мошенничества) и введения голосовавших в заблуждение о вопросах, обсуждавшихся на собрании. Как правило, ответы на такие обращения граждан содержат разъяснение правовых норм, которые устанавливают, что все вопросы разрешаются собственниками на общем собрании самостоятельно, а при несогласии отдельных собственников с принятым решением оно может быть оспорено ими в судебном порядке.
Необходимо отметить, что и судебная процедура не в состоянии обеспечить должную защиту жителей дома от недобросовестных организаторов общего собрания. Так, решение суда о признании незаконным решения общего собрания собственников будет принято в лучшем случае по истечении двух-трех месяцев с момента проведения такого собрания, а вступит в законную силу еще позднее (с учетом процедур апелляционного обжалования - значительно позднее). За это время лица, способные подделать подписи собственников или само решение общего собрания, способные ввести людей в заблуждение относительно вопросов, по которым они голосуют, в таком же порядке "проведут" еще не одно общее собрание, на которых будут "приняты" решения, аналогичные оспоренным в судебном порядке. В результате после окончания длительной судебной процедуры собственники могут оказаться в ситуации, когда это оспаривание не имело никакого смысла и требуется признание незаконным уже нового аналогичного решения.
Во многих случаях граждане не обращаются в суд, не желая нести расходы на оплату услуг юриста либо не имея времени для сбора доказательств (может потребоваться проведение опроса жителей дома о том, как именно они голосовали, установление местонахождения бюллетеней для голосования и их предварительное исследование и т.д.).
Таким образом, в настоящее время органы власти и местного самоуправления в большинстве упомянутых ситуаций никак не могут помочь собственникам установить факт нарушения их прав при проведении общего собрания, а тем более восстановить их права.
Положениями части первой ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать, а так же в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Нарушения прав граждан, пусть и носящий массовый и однородный характер, но вытекающий из индивидуальных договорных отношений между гражданином и организацией (договор управления многоквартирным домом) не может служить основанием для обращения прокурора в суд с требованием, направленным в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2014 № 59-КГ14-5.
Таким образом, собственники жилых помещений вправе самостоятельно ставить и решать вопросы о содержании и ремонте общего имущества собственников, выборе способа управления многоквартирным домом и выборе управляющей компании, а так же об изменении условий договора, регулирующих техническое обслуживание жилого дома, либо о расторжении таких договоров, в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в целях разъяснения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ издан приказ от 31.07.2014 № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».
Данный приказ размещен на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Все права защищены