Прокурор разъясняет - Прокуратура Омской области
Прокурор разъясняет
- 25 мая 2025, 18:39
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2025 № 20-п «По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества «Научно-производственное предприятие КлАСС».
Оспариваемые заявителем отдельные положения Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок и сроки проведения мероприятий налогового контроля и оформления их результатов, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В связи с фактом создания формального документооборота предприятию были начислены суммы налогов и пени за налоговые периоды 2014 и 2015 годов. Решение по результатам налоговой проверки было принято и вручено заявителю в июне 2022 года. При рассмотрении налогового спора судами было отмечено, что само по себе несоблюдение срока вручения налогоплательщику акта налоговой проверки не позволяет признать такое нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа.
Вместе с тем превышение процессуальных сроков при определенных обстоятельствах может приобретать характер существенного нарушения, в частности в тех случаях, когда оно имеет значительные фискальные последствия и приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, в частности, что по своему конституционно-правовому смыслу оспариваемые положения предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пени может являться отмена принятого решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения акта проверки, если оно признано существенным нарушением, о чем во всяком случае свидетельствует утрата возможности принудительного взыскания задолженности (в том числе в части пени) вследствие такого нарушения.
С учетом изложенного, оспариваемые положения признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, а также, поскольку защита прав налогоплательщика в связи с нарушением налоговым органом срока вручения акта налоговой проверки могла быть обеспечена иным способом, чем тот, о применении которого заявитель ставил вопрос в конкретном деле, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований для пересмотра правоприменительных решений, вынесенных в отношении заявителя.
Оспаривание отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (судебная практика)
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2025 № 20-п «По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества «Научно-производственное предприятие КлАСС».
Оспариваемые заявителем отдельные положения Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок и сроки проведения мероприятий налогового контроля и оформления их результатов, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В связи с фактом создания формального документооборота предприятию были начислены суммы налогов и пени за налоговые периоды 2014 и 2015 годов. Решение по результатам налоговой проверки было принято и вручено заявителю в июне 2022 года. При рассмотрении налогового спора судами было отмечено, что само по себе несоблюдение срока вручения налогоплательщику акта налоговой проверки не позволяет признать такое нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа.
Вместе с тем превышение процессуальных сроков при определенных обстоятельствах может приобретать характер существенного нарушения, в частности в тех случаях, когда оно имеет значительные фискальные последствия и приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, в частности, что по своему конституционно-правовому смыслу оспариваемые положения предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пени может являться отмена принятого решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения акта проверки, если оно признано существенным нарушением, о чем во всяком случае свидетельствует утрата возможности принудительного взыскания задолженности (в том числе в части пени) вследствие такого нарушения.
С учетом изложенного, оспариваемые положения признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, а также, поскольку защита прав налогоплательщика в связи с нарушением налоговым органом срока вручения акта налоговой проверки могла быть обеспечена иным способом, чем тот, о применении которого заявитель ставил вопрос в конкретном деле, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований для пересмотра правоприменительных решений, вынесенных в отношении заявителя.
Все права защищены