Прокурор разъясняет

  • 4 сентября 2020, 09:51
Об условиях признания государственного (муниципального) контракта недействительным
  Текст

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

По результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заключается контракт.

Контракт может быть признан судом недействительным, если он заключен с нарушением норм Федерального закона № 44-ФЗ, а также на иных общих основаниях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации для признания сделки недействительной.

Так, например, контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

Государственный (муниципальный) контракт, заключенный  победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным. При этом под конфликтом интересов понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества, членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников  закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

Самым распространенным основанием для признания контракта недействительным в суде является неверно выбранный способ определения поставщика. Например, контракт, заключенный с единственным поставщиком, может быть признан недействительным, если заказчик мог провести конкурентную процедуру.

В случае нарушения положений Федерального закона № 44-ФЗ, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица. В свою очередь в соответствии с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 названного Кодекса.

Кроме того, в соответствии с нормами статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (например, нарушение порядка определения победителя торгов, создание участнику торгов преимущественных условий, ограничение доступа к участию в торгах).  Нарушение правил, установленных данной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

При этом в каждом случае для принятия решения суд учитывает конкретные обстоятельства, например, повлияли ли нарушения процедуры на определение победителя, является ли добросовестной сторона контракта, заявляющая о его недействительности, затронуты ли публичные интересы или права третьих лиц, можно ли восстановить нарушенные права.