Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 28 января 2021, 19:23
Справка о состоянии работы по обеспечению законности в сфере противодействия коррупции за 2020 год
  Текст

На фоне роста преступности по области на 2,6 %, количество преступлений коррупционной направленности увеличилось на 0,5 %. Удельный вес преступлений данной категории в общей структуре преступности составил 2 % (2019 год – 2 %), коэффициент преступности на 100 тысяч населения несколько возрос и составил 28 % (27,6 %).

За анализируемый период правоохранительными органами области выявлено 549 преступлений коррупционной направленности (2019 год – 546).

Структура коррупционной преступности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенно изменилась. Возросла доля зарегистрированных преступлений по фактам мошенничества, которая составила 38,6 % (17,2 %). Доля криминальных деяний по фактам взяточничества снизилась и составила 44,8 % (57,9 %).

Наиболее подверженными коррупционным проявлениям оставались такие сферы деятельности, как освоение бюджетных средств (105 преступлений), в том числе выделенных в рамках целевых программ, жилищно-коммунальное хозяйство (27), а также правоотношения, связанные с осуществлением правоохранительной деятельности (173).

Из общего количества зарегистрированных преступлений 389 (381) отнесены к категории тяжких и особо тяжких, удельный вес которых составил 70,8 % (69,8 %).

На территории области за отчетный период 92 (63) преступления коррупционной направленности совершены в крупном или особо крупном размерах либо причинили крупный ущерб, удельный вес которых от общего количества предварительно расследованных составил 19,2 % (12,9 %).

К числу наиболее значимых преступлений коррупционной направленности, выявленных в отчетном периоде, относятся факты получения взяток бывшим министром образования региона от руководителя коммерческой организации за незаконные действия при заключении контрактов, первым заместителем главы администрации г. Новотроицка от представителей коммерческой организации при исполнении муниципальных контрактов на ремонт дорог, главой одного из районов области от представителя коммерческой организации при исполнении муниципального контракта на благоустройство общественных территорий, начальником структурного подразделения администрации г. Оренбурга от индивидуального предпринимателя по заключенным контрактам по обустройству светофоров.

Преступления коррупционной направленности в истекшем году регистрировались на территории всех городов и районов области. Наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано на территории г. Оренбурга (243), г. Орска (52), г. Новотроицка (23), Бузулукского (23), Бугурусланского (16), Новоорского (16), Соль-Илецкого (12), Новосергиевского (10) и Оренбургского (10) районов.

Прокуратурой области совместно с правоохранительными органами на постоянной основе принимаются меры по повышению качества работы по возмещению ущерба, причиненного в результате совершения преступлений коррупционной направленности.

По инициативе всех заинтересованных ведомств, в том числе во исполнение решений координационных и межведомственных совещаний, следственными органами обеспечена возможность полного возмещения причиненного коррупционными преступлениями ущерба. В частности, до направления дел в суд наложен арест на имущество на сумму около 174 млн. руб. (при причиненном 84,2 млн. руб.). Сумма ущерба, возмещенная на стадии следствия, составила 32,9 млн руб. или 39,1 %, из них добровольно возмещено 17,4 млн. руб., изъято имущества, денег и ценностей на сумму 15,5 тыс. руб.

Выявление взяточничества в целом по области снизилось на 22,1 % и в абсолютных цифрах составило 246 преступлений (316). Из общего массива взяточничества 123 преступления зарегистрированы по статье 2912 Уголовного кодекса Российской Федерации, что составило 50 %. Массовая доля преступлений по фактам получения взяток составила 17,1 %, дачи взяток – 27,6 %, посредничества во взяточничестве – 5,3 %.

Из общего числа зарегистрированных фактов получения взяток 12 (11) совершены в крупном и особо крупном размере, удельный вес которых составил 28,6 % (11,2 %) от общего числа выявленных.

Общая сумма получения взятки по области составила 62 963 тыс. руб. (12 207 тыс. руб.), средняя сумма получения взятки – 1 499 тыс. руб. (124,5 тыс. руб.).

Общая сумма дачи взятки по области составила 1 168 тыс. руб. (2 687 тыс. руб.), средняя сумма дачи взятки – 17,2 тыс. руб. (28,6 тыс. руб.).

За анализируемый период правоохранительными органами выявлено 13 преступлений по факту посредничества во взяточничестве (23).

Половина преступлений по фактам получения взяток (21 из 42) выявлено на территории г. Оренбурга. По 3 преступления данной категории выявлено в г. Новотроицке, Сорочинском городском округе и Илекском районе, 4 – на территории Октябрьского района г. Орска, по 2 – на территории Новосергиевского и Светлинского районов, по одному – в Александровском, Оренбургском и Сакмарском районах.

За 2020 год судами области рассмотрено 214 (259) уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 224 (277) лиц, из них с вынесением обвинительных приговоров – 194 (242) дела в отношении 203 (256) лиц.

Основным видом наказания, назначаемым лицам, осужденным по делам коррупционной направленности в отчетном периоде, являлся штраф. К данному виду наказания осуждено 164 лица (175), что составило 80,7% от общего числа осужденных за коррупционные преступления. При этом размер штрафа многократно превышал размер полученного винов­ным преступного дохода. Наказание в виде реального лишения свободы назначено 30 (35) лицам (14,7 %).

В истекшем году органами прокуратуры области с учетом задач, поставленных Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции, ос­новное внимание было сконцентрировано на повышении эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов, совершенствовании мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

По результатам проведенных мероприятий органами прокуратуры области за отчетный период в сфере противодействия коррупции выявлено 3 099 (2019 год – 3 023) нарушений. В целях устранения выявленных нарушений принесено 915 (907) протестов, в суды направлено 65 (67) исков (заявлений) на общую сумму 63 842 тыс. руб. (55 820 тыс. руб.). Внесено 667 (640) представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. По представлениям прокуроров в дисциплинарном порядке наказано 859 (860) должностных лица. По постановлениям прокурора привлечено к административной ответственности 120 (145) должностных и юридических лица. В следственные органы области в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 29 (50) материалов, по которым возбуждено 27 (40) уголовных дел.

Типичными нарушениями в регионе по-прежнему остаются факты неисполнения должностными лицами обязанностей, несоблюдением установленных в целях противодействия коррупции запретов и ограничений, несвоевременное приведение нормативной базы в соответствие с действующим законодательством, а также неуведомление работодателями установленных законом лиц о приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих.

Нарушения требований антикоррупционнного законодательства в части представления недостоверных сведений о доходах выявлялись как в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, так и в органах государственной власти региона и органах местного самоуправления.

Как правило, должностными лицами не отражались сведения о наличии в собственности объектов недвижимости, доходы, полученные от иной оплачиваемой деятельности и продажи имущества, факты учредительств коммерческих организаций и сведения об открытых счетах в кредитных учреждениях.

Не изжита практика представления неполных сведений о своих доходах по предыдущему месту работы, процентов по вкладам, дивидендов от размещения акций, а также доходов от педагогической и иной оплачиваемой деятельности. По-прежнему имеют место нарушения, связанные с неуказанием в соответствующих разделах справок о доходах принадлежащих долей в уставном капитале коммерческих организаций, движимого и недвижимого имущества.

В ходе проведения проверок исполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а также в иных органах, учреждениях и организациях, выявлено 51 нарушение федерального законодательства.

В частности, в ходе надзорных мероприятий прокуратурой области выявлены факты неурегулирования конфликта интересов, допущенного одним из заместителей регионального министра, при заключении договоров аренды нежилых помещений его супругой и аффилированными с ней лицами с государственным учреждением, подконтрольным ее супругу.

В одном из районов области установлен факт неурегулирования конфликта интересов главой района при незаконном начислении и выплате себе премии. По результатам рассмотрения представления прокуратуры района, незаконно полученные денежные средства возвращены в бюджет, глава района привлечен к дисциплинарной ответственности.

По другому представлению территориального прокурора к дисциплинарной ответственности привлечен глава сельсовета, неурегулировавший конфликт интересов, возникший при осуществлении им контроля за порядком отбывания уголовного наказания в виде обязательных работ его родственником (племянником).

Органами прокуратуры на постоянной основе проводятся проверки исполнения государственными и муниципальными служащими обязанности по представлению сведений о расходах. При проведении проверок в данной сфере органами прокуратуры выявлено 57 нарушений закона, принесено 23 протеста на незаконные нормативные правовые акты, внесено 3 представления, инициировано 5 процедур осуществления контроля, в суд направлено 1 исковое заявление.

В частности, решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30.12.2020 удовлетворено исковое заявление прокуратуры области о взыскании в доход государства земельного участка площадью 499 кв.м. и расположенного на нем нежилого помещения в г. Оренбурге площадью 800,1 кв.м., принадлежащего бывшему главе г. Оренбурга и юридически оформленного на подставное лицо на сумму 25 464 тыс. руб. Решение суда не вступило в законную силу.

При осуществлении надзорных мероприятий, а также при сборе и анализе сведений о состоянии законности при осуществлении государственных и муниципальных закупок, о фактах злоупотреблений со стороны должностных лиц органов власти и местного самоуправления, особое внимание обращается на выполнение национальных проектов, наиболее подвергнутых риску хищений бюджетных средств.

В 2020 году органами прокуратуры области выявлено 12 нарушений законодательства о противодействии коррупции в рассматриваемой сфере, в целях устранения которых внесено 2 протеста, в суд направлено 3 исковых заявления, 6 материала проверки направлены в следственные органы, по результатам рассмотрения которых возбуждено 5 уголовных дела.

В частности, 21.09.2020 Новосергиевским МСО СУ СК России по Оренбургской области по результатам рассмотрения материалов проверки прокуратуры Переволоцкого района, направленных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, по факту завышения фактически выполненных объемов работ по благоустройству общественной территории сельского Дома культуры на сумму 264,5 тыс. рублей по муниципальному контракту, заключенному в рамках национального проекта «Жильё и городская среда», в отношении директора ООО «ЖКХ «Южное». 11.12.2020 уголовное дело направлено в суд. В целях возмещения суммы ущерба прокурором в порядке ст. 44 УПК РФ предъявлено исковое заявление.

Прокуратурой области на постоянной основе принимаются меры к повышению эффективности взыскания штрафов, назначенных виновным лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.28 и 19.29 КоАП РФ.

Так, в истекшем году по постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ привлечено 7 лиц (4) к штрафам на общую сумму 14,5 млн. руб., из которых взыскано 14 млн руб. (96,5 %), по ст. 19.29 КоАП РФ привлечено 89 (97) лиц на общую сумму 3 120 тыс. руб., из которых взыскано 2 978 тыс. руб. (95,4 %).

В частности, по постановлению прокурора г. Новотроицка к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 млн. руб. привлечена коммерческая организация, представитель которой передал должностному лицу ОАО «Уральская сталь» денежные средства в сумме 1 421 тыс. руб. за общее покровительство при исполнении контрактов на поставку оборудования. Указанный штраф правонарушителем уплачен в полном объеме.

Реализация положений Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

На предмет наличия коррупциогенных факторов органами прокуратуры области изучено 17 219 нормативных правовых актов, из них 520 издано органами государственной власти области. По итогам изучения выявлено 1206 нормативных правовых актов, содержавших 1417 коррупциогенных факторов, 29 из которых приняты органами государственной власти области.

С целью исключения коррупциогенных факторов органами прокуратуры внесено 31 требование, принесено 1159 протестов. В результате прокурорского вмешательства из 1054 нормативных правовых актов исключено 1200 коррупциогенных факторов.

Наиболее часто встречающимися в нормативных актах факторами по-прежнему остаются: отсутствие или неполнота административных процедур (559), широта дискреционных полномочий (288), принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (199), выборочное изменение объема прав (167).

Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в сферах, регулирующих права, свободы и обязанности человека и гражданина (693), государственную и муниципальную службу (233), бюджетные правоотношения (99), государственную и муниципальную собственность (66).

Работа по выявлению фактов коррупции осуществляется на постоянной основе и находится на контроле руководства прокуратуры области.