Документы

  • 1 марта 2024, 11:55
Обзор состояния работы по рассмотрению обращений в прокуратуре Оренбургской области за 2023 год
  Текст

Прокуратурой области проанализировано состояние работы по рассмотрению обращений за 2023 год.

В 2023 году в прокуратуру Оренбургской области поступило 64 371 обращение, что на 8,8 % больше, чем в 2021 году (59 180).

Увеличение числа поступивших обращений связано прежде всего с ростом числа жалоб на нарушения в сфере ЖКХ (+ 60,4 %), нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (+ 119,1 %), обеспечения безопасности дорожного движения (+ 35,8 %),об исполнительном производстве (+ 13,8 %), пенсионного законодательстваи по вопросам охраны прав инвалидов и престарелых (+ 28,7 %).  

Наибольшее число обращений поступило в прокуратуры г. Оренбурга, г. Новотроицка, Дзержинского, Ленинского, Промышленного, Центрального районов г. Оренбурга, Оренбургского района, Ленинского, Октябрьского районов г. Орска, Бузулукскую межрайонную прокуратуру.

Причинами роста числа поступивших обращений являются активная деятельность органов прокуратуры по осуществлению личных приемов граждан, в ходе которых на 28,4 % увеличилось количество поданных обращений, а также возросшая активность граждан в использовании платформ для подачи обращений в электронном виде.

Одновременно с ростом количества поступивших обращений наблюдается увеличение на 8,4 % числа рассмотренных обращений – 49 864 (АППГ – 45 983), что связано с уменьшением числа обращений, направленныхна разрешение в другие ведомства (– 21 %), возвращенных заявителям (– 21 %).

Прокурорами разрешено 42 212 обращений (АППГ – 36 312), рост на 16,3 % и составляет 84,6 % от числа рассмотренных (АППГ – 78,9 %). Показатель процентного отношения разрешенных заявлений к рассмотренным увеличился на 5,7 %. Рост доли жалоб, разрешенных непосредственно прокурорами, объясняется увеличением количества жалоб, поступивших в органы прокуратуры, и уменьшением числа обращений, направленных на разрешениев другие ведомства.

По итогам работы за 2023 год на разрешение в другие ведомства направлено 7 416 обращений, или 14,8 % от числа рассмотренных (АППГ – 9 389, или 20,4 %), наблюдается снижение на 21 %.

В структуре разрешенных обращений традиционно преобладают обращения по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов – 78 %, о нарушениях закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщенийо преступлениях, при производстве предварительного следствияи дознания – 16 %.

Существенный рост числа разрешенных обращений наблюдаетсяв прокуратурах г. Оренбурга (41,9 %), г. Новотроицка (54,9 %), Промышленного (34,3 %) и Центрального районов г. Оренбурга (23,1 %), Советского района г. Орска (26,9 %), Октябрьского (31,1 %), Сакмарского (65,9 %), Светлинского (52,9 %) районов, Абдулинской (34,2 %), Кувандыкской (43,8 %) и Сорочинской (38 %) межрайонных прокуратурах.

Отмечается увеличение на 34,9 % (с 5 112 до 6 894) числа обращений, разрешенных в аппарате прокуратуры области. Основной причиной является увеличение на 34,9 % (с 2 431 до 3 673) числа разрешенных управлениемпо надзору за исполнением федерального законодательства обращений за счет прекращения практики перенаправления обращений социально незащищенных категорий заявителей, а также рассмотрения аппаратом прокуратуры области обращений с личного приема руководства прокуратуры области.

Число обращений, признанных обоснованными, увеличилось до 10 192 (АППГ – 7 904), или на 28,9 %, их удельный вес от числа разрешенных увеличился на 2,4 % и составил 24,1 % (АППГ – 21,7 %). Каждое четвертое обращение признано обоснованным.

Прослеживается определенная динамика роста числа обоснованных обращений по отдельным отраслям надзорной деятельности, что прежде всего связано с общим ростом количества обращений о нарушениях законодательствав сфере ЖКХ (+ 114 %, с 807 до 1 727), пенсионного законодательстваи по вопросам охраны прав инвалидов и престарелых (+ 86,4 %, с 88 до 164), законов об исполнительном производстве (+ 49,6 %, с 1 304 до 1 951), жилищного законодательства (+ 15,5 %, с 406 до 469), в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (+ 52,8 %, с 265 до 405).

Существенный рост количества удовлетворенных обращений в сфере трудового законодательства наблюдается в деятельности прокуратур Ленинского  (177 %, удельный вес 26 %), Промышленного (105 %, удельный вес 49 %), Центрального (150 %, удельный вес 29 %), Дзержинского (290 %, удельныйвес 44 %) районов г. Оренбурга, Советского района г. Орска (92 %, удельныйвес 58 %), прокуратуры г. Новотроицка (91 %, удельный вес 36 %), прокуратур Первомайского (450 %, удельный вес 68 %),  Грачёвского (400 %,  удельныйвес 68 %), Сакмарского (250 %, удельный вес 58 %) районов, Кувандыкской (183 %, удельный вес 53 %) и Сорочинской (137 %, удельный вес 50 %) межрайонных прокуратур, что свидетельствует о нарушении трудовых прав, допускаемых в поднадзорных органах и организациях.

Рост количества удовлетворенных обращений в сфере жилищно-коммунального хозяйства наблюдается в деятельности прокуратур Ленинского района г. Оренбурга (2 542 %, удельный вес 35,4 %), Ленинского района г. Орска (144 %, удельный вес 47,9 %), г. Новотроицка (531 %, удельный вес 29,1 %), Светлинского района (1 680 %, удельный вес 60,5 %), Оренбургского района (211 %, удельный вес 32,5 %), Гайской межрайонной прокуратуры (200 %, удельный вес 43,3 %), что свидетельствует о необходимости усиления надзорана указанном направлении.

Значительно увеличилось количество удовлетворенных обращенийо нарушениях законодательства об исполнительном производстве в прокуратурах Ленинского района г. Орска (1 750 %, удельный вес 69,4 %), г. Медногорска (65 %, удельный вес 64 %), прокуратур Домбаровского (62 %, удельный вес 65 %),  Новоорского (128 %,  удельный вес 63 %) районов, Кувандыкской (95 %, удельный вес 68 %) и Сорочинской (80 %, удельный вес 78 %) межрайонных прокуратурах, что явилось следствием отказа от практики перенаправления обращений в иные ведомства.

В 2023 году продолжена деятельность по организации личных приемов граждан. Принято 10 382 человека. При этом наблюдается повышение качества проводимых личных приемов и рассмотрения жалоб. Снизилось на 25,9 % число обращений, по которым даны устные разъяснения (3 003 против 4 054 в текущем году). Одновременно наблюдается увеличение на 28,4 % числа принятых обращений (с 3 401 до 4 368). Динамика роста числа разрешенных обращений составила + 41,9 % (с 2 532 до 3 592). Возросло также количество выявленных нарушений (с 1 781 до 3 612) и принятых мер реагирования (с 1 117 до 2 099). 

В целях обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина в дальнейшей деятельности следует уделять особое внимание качествуи своевременности рассмотрения обращений, незамедлительному принятию мер, направленных на восстановление прав заявителей, рассмотрению обращений социально уязвимых категорий граждан, а также участников специальной военной операции и членов их семей, личному приему граждан, в том числес ограниченными возможностями. Исключить факты необоснованного направления обращений заявителей на разрешение в иные ведомства. Приоритетным считать фактическое устранение допущенных нарушений.