Прокурор разъясняет - Прокуратура Оренбургской области
Прокурор разъясняет
- 13 декабря 2021, 16:50
21 век, ознаменован стремительным развитием информационных технологий, постепенно бумажный документооборот приобретает рудиментарный характер.
Не стали исключением и правоотношения между работником и работодателем.
В частности, Федеральным законом от 22.11.2021 N 377-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьями 22.1 - 22.3.
Под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений законодателем понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, за исключением случаев, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 Трудового кодекса РФ.
Электронный документооборот может осуществляться работодателем посредством следующих информационных систем:
- единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в порядке, определяемом в соответствии с законодательством о занятости населения в Российской Федерации. Доступ к цифровой платформе "Работа в России" обеспечивается в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
- информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.
Система электронного документа оборота является прозрачной для работников.
Так, электронный документооборот вводится работодателем на основании локального нормативного акта, который принимается им с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ.
Порядок осуществления электронного документооборота также утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ.
Применять новые правила разрешено в отношении сотрудников только с их письменного согласия.
Следует отметить, что электронный документооборот не освобождает работодателя от соблюдения требований трудового законодательства.
Нарушение требований трудового законодательства влечет административную ответственность:
по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ, -
в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), - в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - в виде
по ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - в виде административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ч.ч. 1, 2, 3, 4 и 5 ст. 5.27 КоАП РФ составляются должностными лицами Государственной трудовой инспекции по Оренбургской области.
Протоколы по ч.ч. 1 и 3 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами Государственной трудовой инспекции по Оренбургской области указанными в ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ, а по ч.ч. 2,4 и 5 КоАП РФ мировыми судьями по месту совершения административного правонарушения.
О фактах нарушений трудового законодательства, в том числе при осуществлении электронного документооборота граждане вправе сообщить в территориальную прокуратуру или в территориальный орган, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства — трудовую инспекцию.
Разъяснение подготовлено прокуратурой Новоорского района
Прокуратура Оренбургской области
13 декабря 2021, 16:50
Электронные документы в трудовых правоотношениях
21 век, ознаменован стремительным развитием информационных технологий, постепенно бумажный документооборот приобретает рудиментарный характер.
Не стали исключением и правоотношения между работником и работодателем.
В частности, Федеральным законом от 22.11.2021 N 377-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьями 22.1 - 22.3.
Под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений законодателем понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, за исключением случаев, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 Трудового кодекса РФ.
Электронный документооборот может осуществляться работодателем посредством следующих информационных систем:
- единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в порядке, определяемом в соответствии с законодательством о занятости населения в Российской Федерации. Доступ к цифровой платформе "Работа в России" обеспечивается в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
- информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.
Система электронного документа оборота является прозрачной для работников.
Так, электронный документооборот вводится работодателем на основании локального нормативного акта, который принимается им с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ.
Порядок осуществления электронного документооборота также утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ.
Применять новые правила разрешено в отношении сотрудников только с их письменного согласия.
Следует отметить, что электронный документооборот не освобождает работодателя от соблюдения требований трудового законодательства.
Нарушение требований трудового законодательства влечет административную ответственность:
по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ, -
в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), - в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - в виде
по ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - в виде административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ч.ч. 1, 2, 3, 4 и 5 ст. 5.27 КоАП РФ составляются должностными лицами Государственной трудовой инспекции по Оренбургской области.
Протоколы по ч.ч. 1 и 3 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами Государственной трудовой инспекции по Оренбургской области указанными в ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ, а по ч.ч. 2,4 и 5 КоАП РФ мировыми судьями по месту совершения административного правонарушения.
О фактах нарушений трудового законодательства, в том числе при осуществлении электронного документооборота граждане вправе сообщить в территориальную прокуратуру или в территориальный орган, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства — трудовую инспекцию.
Разъяснение подготовлено прокуратурой Новоорского района
Все права защищены