Прокурор разъясняет - Прокуратура Оренбургской области
Прокурор разъясняет
- 29 декабря 2021, 09:57
Действующее федеральное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность бесплатного обеспечения детей-инвалидов лекарственными препаратами как за счет средств федерального бюджета в рамках государственной социальной помощи в виде социального набора, так и за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
При этом Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, что также отражено в письме Минздрава России от 08.07.2013, в котором обращено внимание на недопустимость отказов гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Как следует из статьи 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На защиту прав детей инвалидов направлена деятельность фонда, учрежденного от имени Российской Федерации Минздравом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.01.2021 № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» (далее – Фонд).
Основной целью деятельности Фонда является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалидам.
Однако деятельность Фонда не подменяет реализацию органами государственной власти полномочий, определенных статьями 16, 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по организации медицинской помощи населению, в том числе лекарственному обеспечению детей. Осуществление закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для отдельных групп населения, за счет субвенций из федерального бюджета и средств субъектов Российской Федерации относится к компетенции органов государственной власти регионов в сфере охраны здоровья.
Обязанность по обеспечению бесплатными лекарственными средствами ребенка-инвалида возлагается на министерство здравоохранения Оренбургской области.
Заместитель прокуратура Оренбургской области в интересах М. 29.05.2010 года рождения, обратился с иском к министерству здравоохранения Оренбургской области об обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом.
М. страдает тяжелым симптоматическим заболеванием, включенным Минздравом России в перечень редких (орфанных) заболеваний и является ребенком-инвалидом.
Решением консилиума врачей в январе 2020 года пациенту назначен лекарственный препарат по жизненным показаниям, как единственно возможное лекарственное средство для лечения его заболевания.
Министерством здравоохранения области ребенок до настоящего времени лекарственным средством не обеспечен ввиду того, что лекарственный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал ответчика организовать бесплатное обеспечение М. лекарственным препаратом.
В случае отказа в организации обеспечения лекарственным препаратом, гражданин имеет право обратиться с исковым заявлением в суд или органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.
Разъяснение подготовлено гражданско-судебным отделом прокуратуры Оренбургской области
Прокуратура Оренбургской области
29 декабря 2021, 09:57
Тяжелобольные дети-инвалиды должны бесплатно обеспечиваться лекарственными средствами
Действующее федеральное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность бесплатного обеспечения детей-инвалидов лекарственными препаратами как за счет средств федерального бюджета в рамках государственной социальной помощи в виде социального набора, так и за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
При этом Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, что также отражено в письме Минздрава России от 08.07.2013, в котором обращено внимание на недопустимость отказов гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Как следует из статьи 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На защиту прав детей инвалидов направлена деятельность фонда, учрежденного от имени Российской Федерации Минздравом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.01.2021 № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» (далее – Фонд).
Основной целью деятельности Фонда является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалидам.
Однако деятельность Фонда не подменяет реализацию органами государственной власти полномочий, определенных статьями 16, 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по организации медицинской помощи населению, в том числе лекарственному обеспечению детей. Осуществление закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для отдельных групп населения, за счет субвенций из федерального бюджета и средств субъектов Российской Федерации относится к компетенции органов государственной власти регионов в сфере охраны здоровья.
Обязанность по обеспечению бесплатными лекарственными средствами ребенка-инвалида возлагается на министерство здравоохранения Оренбургской области.
Заместитель прокуратура Оренбургской области в интересах М. 29.05.2010 года рождения, обратился с иском к министерству здравоохранения Оренбургской области об обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом.
М. страдает тяжелым симптоматическим заболеванием, включенным Минздравом России в перечень редких (орфанных) заболеваний и является ребенком-инвалидом.
Решением консилиума врачей в январе 2020 года пациенту назначен лекарственный препарат по жизненным показаниям, как единственно возможное лекарственное средство для лечения его заболевания.
Министерством здравоохранения области ребенок до настоящего времени лекарственным средством не обеспечен ввиду того, что лекарственный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал ответчика организовать бесплатное обеспечение М. лекарственным препаратом.
В случае отказа в организации обеспечения лекарственным препаратом, гражданин имеет право обратиться с исковым заявлением в суд или органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.
Разъяснение подготовлено гражданско-судебным отделом прокуратуры Оренбургской области
Все права защищены