Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора - Прокуратура Орловской области
Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора
- 6 сентября 2023, 16:55
Прокуратурой области во исполнение ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» регулярно проверяется нормативная правовая база органов государственной власти области и органов местного самоуправления на предмет выявления коррупциогенных факторов.
При реализации возложенных полномочий в данной сфере осуществляется ведение реестра нормативных правовых актов, содержащих (содержавших) коррупциогенные факторы, и реестра изученных нормативных правовых актов с учетом принятых по ним мер прокурорского реагирования.
В 2019 году органами прокуратуры области на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 7096 нормативных правовых актов, включая принятые в декабре 2018 года (7506), и 6406 (7118) проектов НПА.
Из указанного числа проверенных в анализируемом периоде нормативных правовых актов в 354 (252) содержалось 400 (294) коррупциогенных факторов, в том числе в 298 (231) – противоречащих законодательству.
В целях устранения выявленных в истекшем периоде 2019 года в НПА нарушений принесено 298 (229) протестов, внесено 55 (21) требований.
К настоящему времени из 350 (247) оспоренных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, остальные находятся в стадии рассмотрения.
В целях реализации имеющихся полномочий прокуратура области участвовала в подготовке законопроектов, осуществляла правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов; вела мониторинг действующих региональных нормативных правовых актов на предмет выявления пробелов и несоответствий федеральному законодательству с учетом внесенных в него изменений.
Ввиду принятия указанных мер большинство нарушений законности предупреждалось на стадии обсуждения и принятия законов и нормативных правовых актов.
На 91 (94) проект нормативных правовых актов органов государственной власти местного самоуправления области даны отрицательные заключения, в том числе ввиду наличия в них 115 коррупциогенных факторов (134).
Замечания и предложения, содержащиеся в заключениях прокуратуры области, учтены.
Наиболее типичными нарушениями, по-прежнему, явились широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.
Как правило, причина таких нарушений - неверное применение норм действующего законодательства либо подготовка проектов без учета сложившейся судебной практики.
Так, в проектах нормативных правовых актов выявлены коррупциогенные факторы: в виде отсутствия или неполноты административных процедур – 20, принятия нормативного правового акта за пределами компетенции – 35, широты дискреционных полномочий – 26, наличия завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 2, определение компетенции по формуле «вправе»- 5, выборочное изменение объема прав – 8, нормативные коллизии – 16, злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или местного самоуправления – 2, юридико-лингвистическая неопределенность -1.
К примеру, в 2019 году прокуратурой области было дано отрицательное заключение на проект закона Орловской области № 386-6 «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Закона Орловской области «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Орловской области» (далее – проект закона) ввиду наличия в нем нарушения федерального законодательства, а также наличия коррупциогенного фактора.
Проектом предлагалось часть 1 статьи 8 Закона Орловской области от 09.01.2008 №740-ОЗ «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Орловской области» изложить в следующей редакции:
«1. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предназначаются для проживания совершеннолетних дееспособных граждан, являющихся в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателями социальных услуг в стационарной форме».
Однако вышеприведённые положения проекта закона, не соответствовали части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, в той мере, в которой в качестве условия предоставления гражданам жилых помещений указывается их совершеннолетние и дееспособность.
Указанное в соответствии пп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 представляет собой коррупциогенный фактор, выраженный в выборочном изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
Замечания прокуратуры учтены, в проект закона внесены соответствующие поправки.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы Административного регламента исполнения Управлением лесами Орловской области государственной функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Указом Губернатора Орловской области от 25.06.2012 №230 (в ред. Указов Губернатора Орловской области от 21.08.2014 № 317, от 25.11.2014 № 456, от 06.02.2015 № 68, от 08.08.2017 № 338), прокуратурой области были выявлены положения, противоречащие федеральному законодательству и содержащие коррупциогенные факторы.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», был переориентирован механизм осуществления государственного контроля (надзора), предусматривающий организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений, установленных правовыми актами исполнительных органов государственной власти специальной компетенции, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) профилактика нарушений осуществляется органами государственного контроля посредством:
- ежегодного утверждения программами профилактики нарушений;
- размещения на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;
- регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещения на официальных сайтах в сети «Интернет»;
- выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ был расширен перечень действий должностных лиц органа государственного контроля, относящихся к мероприятиям по контролю.
Статьей 8.3 данного закона в качестве мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями было предусмотрено проведение:
- плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий, акваторий, транспортных средств;
- административных обследований объектов земельных отношений;
- наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на таких лиц в соответствии с федеральным законом.
Такие мероприятия осуществляются должностными лицами контрольных органов в пределах их компетенции на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).
В нарушение приведенных положений федерального закона в разделе 3 Административного регламента указан ряд административных процедур, среди которых отсутствовали мероприятия по профилактике нарушений (ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Положения, регламентирующие организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений, Административным регламентом не были предусмотрены.
Имел место правовой пробел в виде отсутствия в Административном регламенте функции по внесению результатов проверок в единый реестр проверок (ст.13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Административный регламент (п.1.9) не содержал положений, предусматривающих реализацию права проверяемых лиц на предоставление указанных в запросе документов в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Вопреки положениям ч.3 ст. 16 данного закона выдача предписаний об устранении выявленных нарушений необоснованно выделена в самостоятельную административную процедуру со сроком исполнения 15 рабочих дней с даты составления протокола об административном правонарушении (п.1.3,3.5 Административного регламента).
Выявленные противоречия не позволяли в полной мере реализовать полномочия органа государственного пожарного надзора в лесах в строгом соответствии с федеральным законодательством, гарантировать соблюдение прав проверяемых лиц и их защиту от избыточного контроля, не ориентированы на прозрачность, открытость и практическую доступность исполнения государственной функции, что в силу подп. «ж» пункта 3, подп. «б» пункта 4 Методики, образовывало коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения (отсутствие или неполнота административных процедур, то есть порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка), а также содержащие обременительные требования к гражданам и организациям (отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций).
В целях исключения выявленных коррупциогенных факторов прокуратурой области в адрес Губернатора Орловской области принесен протест (рассмотрен, удовлетворен). Указом Губернатора № 157 от 28.03.2019 «О внесении изменений в Указ Губернатора Орловской области от 25.06.2012 № 230 «Об утверждении административного регламента исполнения Управлением лесами Орловской области государственной функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах» административный регламент приведен в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы показывают, что наибольшую коррупциогенную нагрузку несут на себе акты органов местной власти.
В связи с этим активно деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы ведется прокурорами районных и межрайонных прокуратур.
Практика правоприменения свидетельствует о том, что коррупционные проявления, как правило, заключаются в нормативном закреплении полномочий, не предоставленных органам местного самоуправления федеральным законодательством, в том числе на принятие организационно-распорядительных решений, возможности вариативности поведения уполномоченных органов и должностных лиц при принятии решений, а также отсутствии и неполноте административных процедур.
В ходе проведения Ливенским межрайонным прокурором антикоррупционной экспертизы решений сельских Советов народных депутатов Ливенского района «Об утверждении порядка вырубки деревьев и древесно-кустарниковой растительности на территории сельского поселения».
Отсутствие в порядке нормативного закрепления норм, закрепляющих порядок расчета компенсационной стоимости за вырубку деревьев и кустарников на территории сельского поселения и зачисления полученных денежных средств образовывало коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «ж» п. 3 Методики, а именно: отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
По результатам проведенной проверки главам сельских поселений Ливенского района принесены 16 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены.
Аналогичные коррупциогенные факторы были установлены Орловским межрайонным природоохранным прокурором при проверке законности 6 нормативных правовых актов органов местного самоуправления (1-представительного органа, 5-исполнительных органов), регламентирующих правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп.
Исходя из требований ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, устава муниципального района и уставов сельских поселений в их взаимосвязи, к предмету нормативного правового регулирования органов местного самоуправления в сфере обращения с отработанными ртутьсодержащими осветительными устройствами и электрическими лампами отнесена только организация их сбора и определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также информирование потребителей о порядке и местах осуществления такого сбора.
Пунктом 2.4 Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Навлинского сельского поселения Шаблыкинского района Орловской области, утвержденного решением сельского Совета народных депутатов Навлинского сельского поселения Шаблыкинского района Орловской области от 25.10.2013 № 77, было предписано, что организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп от физических лиц должна осуществлять администрация Навлинского сельского поселения в соответствии с заключенными договорами, либо физические лица обязаны сдавать отработанные ртутьсодержащие лампы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, в соответствии с заключенными договорами на сбор и вывоз указанных отходов.
При этом, порядок реализации собственных полномочий по организации сбора и определению мест сбора органом местного самоуправления в нормативном правовом акте органа местного самоуправления отсутствовал, места первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп не были определены, что в соответствии с пп. «ж» п. 3 Методики образовывало коррупциогенный фактор - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором.
Кроме того, пункты 2.2, 2.3 Порядка предусматривали обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по осуществлению накопления ртутьсодержащих ламп, ведению учета полученных и отработанных ртутьсодержащих ламп.
В силу ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесены лишь участие в организации деятельности по сбору и транспортированию отходов, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения.
Таким образом, установление для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей порядка накопления, учета, хранения образующихся в результате их деятельности отходов 1 класса опасности, не входили в компетенцию органов местного самоуправления сельского поселения.
В силу п. «д» п.3 Методики превышение органом местного самоуправления установленной законодательством компетенции является коррупциогенным фактором.
В целях исключения выявленных коррупциогенных факторов 29.03.2019 на решение сельского Совета народных депутатов Навлинского сельского поселения Шаблыкинского района Орловской области от 25.10.2013 № 77 принесен протест.
По аналогичным основаниям Орловским межрайонным природоохранным прокурором принесены протесты на постановления исполнительных органов местного самоуправления Орловского, Шаблыкинского районов области, г.Орла, г.Мценска.
Всего в анализируемом периоде по указанным основаниям в целях исключения выявленных коррупциогенных факторов принесено 6 протестов (рассмотрены, удовлетворены).
В текущем году требования в Орловский областной Совет народных депутатов не вносились. На заседаниях представительных органов местного самоуправления муниципальных образований области требования с участием прокуроров районов не рассматривались.
Фактов неудовлетворения требований прокурора не имелось, в связи с чем в суд соответствующие заявления не направлялись.
В целях привлечения институтов гражданского общества и независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы прокуратурой области заключены соглашения о взаимодействии с Региональным Объединением работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палатой, Орловским региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Орловским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», которыми, в числе прочих мероприятий, предусмотрено проведение совместного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов органов государственной власти, органов местного самоуправления на предмет наличия в них коррупциогенных положений.
В рамках осуществляемого взаимодействия прокуратурой области руководителям Регионального Объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палаты, Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области направляются для проведения экспертизы на коррупциогенность проекты нормативных правовых актов, касающихся сферы предпринимательской деятельности.
Поскольку коррупциогенных факторов в указанных проектах установлено не было, заключений от названных лиц не поступало.
На сегодняшний день на территории Орловской области осуществляют деятельность 1 юридическое лицо - Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и 2 физических лица Маслакова Е.А., Новосельцева Е.И., аккредитованные Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В анализируемом периоде заключений и иной информации от указанных независимых экспертов в органы прокуратуры не поступало.
Прокуратурой области во исполнение пункта 38 Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2018 № 485 «Об организации исполнения Национального плана противодействии коррупции на 2018-2020 годы», п. 6 Комплексного плана мероприятий по противодействии коррупции на 2018-2021 годы, утвержденного прокурором области 08.08.2018 проведена работа по привлечению образовательных организаций высшего образования региона к участию в проведении антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов.
В указанных целях прокуратурой области совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» заключено соглашение о взаимодействии органов прокуратуры области с ВУЗом при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Орловской области и их проектов.
В дальнейшей работе образовательные организации региона будут привлекаться к проведению антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов и их проектов на постоянной основе.
Прокуратура Орловской области
6 сентября 2023, 16:55
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов за 2019 год
Прокуратурой области во исполнение ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» регулярно проверяется нормативная правовая база органов государственной власти области и органов местного самоуправления на предмет выявления коррупциогенных факторов.
При реализации возложенных полномочий в данной сфере осуществляется ведение реестра нормативных правовых актов, содержащих (содержавших) коррупциогенные факторы, и реестра изученных нормативных правовых актов с учетом принятых по ним мер прокурорского реагирования.
В 2019 году органами прокуратуры области на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 7096 нормативных правовых актов, включая принятые в декабре 2018 года (7506), и 6406 (7118) проектов НПА.
Из указанного числа проверенных в анализируемом периоде нормативных правовых актов в 354 (252) содержалось 400 (294) коррупциогенных факторов, в том числе в 298 (231) – противоречащих законодательству.
В целях устранения выявленных в истекшем периоде 2019 года в НПА нарушений принесено 298 (229) протестов, внесено 55 (21) требований.
К настоящему времени из 350 (247) оспоренных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, остальные находятся в стадии рассмотрения.
В целях реализации имеющихся полномочий прокуратура области участвовала в подготовке законопроектов, осуществляла правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов; вела мониторинг действующих региональных нормативных правовых актов на предмет выявления пробелов и несоответствий федеральному законодательству с учетом внесенных в него изменений.
Ввиду принятия указанных мер большинство нарушений законности предупреждалось на стадии обсуждения и принятия законов и нормативных правовых актов.
На 91 (94) проект нормативных правовых актов органов государственной власти местного самоуправления области даны отрицательные заключения, в том числе ввиду наличия в них 115 коррупциогенных факторов (134).
Замечания и предложения, содержащиеся в заключениях прокуратуры области, учтены.
Наиболее типичными нарушениями, по-прежнему, явились широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.
Как правило, причина таких нарушений - неверное применение норм действующего законодательства либо подготовка проектов без учета сложившейся судебной практики.
Так, в проектах нормативных правовых актов выявлены коррупциогенные факторы: в виде отсутствия или неполноты административных процедур – 20, принятия нормативного правового акта за пределами компетенции – 35, широты дискреционных полномочий – 26, наличия завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 2, определение компетенции по формуле «вправе»- 5, выборочное изменение объема прав – 8, нормативные коллизии – 16, злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или местного самоуправления – 2, юридико-лингвистическая неопределенность -1.
К примеру, в 2019 году прокуратурой области было дано отрицательное заключение на проект закона Орловской области № 386-6 «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Закона Орловской области «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Орловской области» (далее – проект закона) ввиду наличия в нем нарушения федерального законодательства, а также наличия коррупциогенного фактора.
Проектом предлагалось часть 1 статьи 8 Закона Орловской области от 09.01.2008 №740-ОЗ «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Орловской области» изложить в следующей редакции:
«1. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предназначаются для проживания совершеннолетних дееспособных граждан, являющихся в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателями социальных услуг в стационарной форме».
Однако вышеприведённые положения проекта закона, не соответствовали части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, в той мере, в которой в качестве условия предоставления гражданам жилых помещений указывается их совершеннолетние и дееспособность.
Указанное в соответствии пп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 представляет собой коррупциогенный фактор, выраженный в выборочном изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
Замечания прокуратуры учтены, в проект закона внесены соответствующие поправки.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы Административного регламента исполнения Управлением лесами Орловской области государственной функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Указом Губернатора Орловской области от 25.06.2012 №230 (в ред. Указов Губернатора Орловской области от 21.08.2014 № 317, от 25.11.2014 № 456, от 06.02.2015 № 68, от 08.08.2017 № 338), прокуратурой области были выявлены положения, противоречащие федеральному законодательству и содержащие коррупциогенные факторы.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», был переориентирован механизм осуществления государственного контроля (надзора), предусматривающий организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений, установленных правовыми актами исполнительных органов государственной власти специальной компетенции, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) профилактика нарушений осуществляется органами государственного контроля посредством:
- ежегодного утверждения программами профилактики нарушений;
- размещения на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;
- регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещения на официальных сайтах в сети «Интернет»;
- выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ был расширен перечень действий должностных лиц органа государственного контроля, относящихся к мероприятиям по контролю.
Статьей 8.3 данного закона в качестве мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями было предусмотрено проведение:
- плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий, акваторий, транспортных средств;
- административных обследований объектов земельных отношений;
- наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на таких лиц в соответствии с федеральным законом.
Такие мероприятия осуществляются должностными лицами контрольных органов в пределах их компетенции на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).
В нарушение приведенных положений федерального закона в разделе 3 Административного регламента указан ряд административных процедур, среди которых отсутствовали мероприятия по профилактике нарушений (ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Положения, регламентирующие организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений, Административным регламентом не были предусмотрены.
Имел место правовой пробел в виде отсутствия в Административном регламенте функции по внесению результатов проверок в единый реестр проверок (ст.13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Административный регламент (п.1.9) не содержал положений, предусматривающих реализацию права проверяемых лиц на предоставление указанных в запросе документов в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Вопреки положениям ч.3 ст. 16 данного закона выдача предписаний об устранении выявленных нарушений необоснованно выделена в самостоятельную административную процедуру со сроком исполнения 15 рабочих дней с даты составления протокола об административном правонарушении (п.1.3,3.5 Административного регламента).
Выявленные противоречия не позволяли в полной мере реализовать полномочия органа государственного пожарного надзора в лесах в строгом соответствии с федеральным законодательством, гарантировать соблюдение прав проверяемых лиц и их защиту от избыточного контроля, не ориентированы на прозрачность, открытость и практическую доступность исполнения государственной функции, что в силу подп. «ж» пункта 3, подп. «б» пункта 4 Методики, образовывало коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения (отсутствие или неполнота административных процедур, то есть порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка), а также содержащие обременительные требования к гражданам и организациям (отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций).
В целях исключения выявленных коррупциогенных факторов прокуратурой области в адрес Губернатора Орловской области принесен протест (рассмотрен, удовлетворен). Указом Губернатора № 157 от 28.03.2019 «О внесении изменений в Указ Губернатора Орловской области от 25.06.2012 № 230 «Об утверждении административного регламента исполнения Управлением лесами Орловской области государственной функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах» административный регламент приведен в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы показывают, что наибольшую коррупциогенную нагрузку несут на себе акты органов местной власти.
В связи с этим активно деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы ведется прокурорами районных и межрайонных прокуратур.
Практика правоприменения свидетельствует о том, что коррупционные проявления, как правило, заключаются в нормативном закреплении полномочий, не предоставленных органам местного самоуправления федеральным законодательством, в том числе на принятие организационно-распорядительных решений, возможности вариативности поведения уполномоченных органов и должностных лиц при принятии решений, а также отсутствии и неполноте административных процедур.
В ходе проведения Ливенским межрайонным прокурором антикоррупционной экспертизы решений сельских Советов народных депутатов Ливенского района «Об утверждении порядка вырубки деревьев и древесно-кустарниковой растительности на территории сельского поселения».
Отсутствие в порядке нормативного закрепления норм, закрепляющих порядок расчета компенсационной стоимости за вырубку деревьев и кустарников на территории сельского поселения и зачисления полученных денежных средств образовывало коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «ж» п. 3 Методики, а именно: отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
По результатам проведенной проверки главам сельских поселений Ливенского района принесены 16 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены.
Аналогичные коррупциогенные факторы были установлены Орловским межрайонным природоохранным прокурором при проверке законности 6 нормативных правовых актов органов местного самоуправления (1-представительного органа, 5-исполнительных органов), регламентирующих правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп.
Исходя из требований ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, устава муниципального района и уставов сельских поселений в их взаимосвязи, к предмету нормативного правового регулирования органов местного самоуправления в сфере обращения с отработанными ртутьсодержащими осветительными устройствами и электрическими лампами отнесена только организация их сбора и определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также информирование потребителей о порядке и местах осуществления такого сбора.
Пунктом 2.4 Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Навлинского сельского поселения Шаблыкинского района Орловской области, утвержденного решением сельского Совета народных депутатов Навлинского сельского поселения Шаблыкинского района Орловской области от 25.10.2013 № 77, было предписано, что организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп от физических лиц должна осуществлять администрация Навлинского сельского поселения в соответствии с заключенными договорами, либо физические лица обязаны сдавать отработанные ртутьсодержащие лампы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, в соответствии с заключенными договорами на сбор и вывоз указанных отходов.
При этом, порядок реализации собственных полномочий по организации сбора и определению мест сбора органом местного самоуправления в нормативном правовом акте органа местного самоуправления отсутствовал, места первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп не были определены, что в соответствии с пп. «ж» п. 3 Методики образовывало коррупциогенный фактор - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором.
Кроме того, пункты 2.2, 2.3 Порядка предусматривали обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по осуществлению накопления ртутьсодержащих ламп, ведению учета полученных и отработанных ртутьсодержащих ламп.
В силу ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесены лишь участие в организации деятельности по сбору и транспортированию отходов, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения.
Таким образом, установление для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей порядка накопления, учета, хранения образующихся в результате их деятельности отходов 1 класса опасности, не входили в компетенцию органов местного самоуправления сельского поселения.
В силу п. «д» п.3 Методики превышение органом местного самоуправления установленной законодательством компетенции является коррупциогенным фактором.
В целях исключения выявленных коррупциогенных факторов 29.03.2019 на решение сельского Совета народных депутатов Навлинского сельского поселения Шаблыкинского района Орловской области от 25.10.2013 № 77 принесен протест.
По аналогичным основаниям Орловским межрайонным природоохранным прокурором принесены протесты на постановления исполнительных органов местного самоуправления Орловского, Шаблыкинского районов области, г.Орла, г.Мценска.
Всего в анализируемом периоде по указанным основаниям в целях исключения выявленных коррупциогенных факторов принесено 6 протестов (рассмотрены, удовлетворены).
В текущем году требования в Орловский областной Совет народных депутатов не вносились. На заседаниях представительных органов местного самоуправления муниципальных образований области требования с участием прокуроров районов не рассматривались.
Фактов неудовлетворения требований прокурора не имелось, в связи с чем в суд соответствующие заявления не направлялись.
В целях привлечения институтов гражданского общества и независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы прокуратурой области заключены соглашения о взаимодействии с Региональным Объединением работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палатой, Орловским региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Орловским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», которыми, в числе прочих мероприятий, предусмотрено проведение совместного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов органов государственной власти, органов местного самоуправления на предмет наличия в них коррупциогенных положений.
В рамках осуществляемого взаимодействия прокуратурой области руководителям Регионального Объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палаты, Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области направляются для проведения экспертизы на коррупциогенность проекты нормативных правовых актов, касающихся сферы предпринимательской деятельности.
Поскольку коррупциогенных факторов в указанных проектах установлено не было, заключений от названных лиц не поступало.
На сегодняшний день на территории Орловской области осуществляют деятельность 1 юридическое лицо - Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и 2 физических лица Маслакова Е.А., Новосельцева Е.И., аккредитованные Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В анализируемом периоде заключений и иной информации от указанных независимых экспертов в органы прокуратуры не поступало.
Прокуратурой области во исполнение пункта 38 Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2018 № 485 «Об организации исполнения Национального плана противодействии коррупции на 2018-2020 годы», п. 6 Комплексного плана мероприятий по противодействии коррупции на 2018-2021 годы, утвержденного прокурором области 08.08.2018 проведена работа по привлечению образовательных организаций высшего образования региона к участию в проведении антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов.
В указанных целях прокуратурой области совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» заключено соглашение о взаимодействии органов прокуратуры области с ВУЗом при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Орловской области и их проектов.
В дальнейшей работе образовательные организации региона будут привлекаться к проведению антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов и их проектов на постоянной основе.
Все права защищены
Телефон: +7 (4862) 40-56-49
Телефон: +7 (4862) 43-63-89
Телефон: +7 (903) 637-14-95
Телефон: +7 (4862) 40-56-58
Телефон: +7 (4862) 40-56-59