Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора - Прокуратура Орловской области
Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора
- 6 сентября 2023, 16:57
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, предложения по ее совершенствованию и корректировке законодательства.
Прокуратурой области во исполнение ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» регулярно проверяется нормативная правовая база органов государственной власти области и органов местного самоуправления на предмет выявления коррупциогенных факторов.
При реализации возложенных полномочий в данной сфере осуществляется ведение реестра нормативных правовых актов, содержащих (содержавших) коррупциогенные факторы, и реестра изученных нормативных правовых актов с учетом принятых по ним мер прокурорского реагирования.
За 2020 год органами прокуратуры области на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 7885 (7096) нормативных правовых актов, включая принятые в декабре 2019 года, и 7582 (6406) проекта НПА.
Из указанного числа проверенных в анализируемом периоде нормативных правовых актов в 394 (354) содержалось 443 (400) коррупциогенных фактора, в том числе в 334 (298) – противоречащих законодательству.
В целях устранения, выявленных в 2020 году в НПА нарушений принесено 332 (298) протеста, внесено 60 (55) требований, внесено 1 (1) представление.
К настоящему времени из 242 (224) оспоренных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, остальные находятся в стадии рассмотрения.
В целях реализации имеющихся полномочий прокуратура области участвовала в подготовке законопроектов, осуществляла правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов; вела мониторинг действующих региональных нормативных правовых актов на предмет выявления пробелов и несоответствий федеральному законодательству с учетом внесенных в него изменений.
Ввиду принятия указанных мер большинство нарушений законности предупреждалось на стадии обсуждения и принятия законов и нормативных правовых актов.
На 103 (91) проекта нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления области даны отрицательные заключения, в том числе ввиду наличия в них 111 коррупциогенных фактора (115).
Замечания и предложения, содержащиеся в заключениях прокуратуры области, учтены.
Наиболее типичными нарушениями, по-прежнему, явились широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.
Как правило, причина таких нарушений - неверное применение норм действующего законодательства либо подготовка проектов без учета сложившейся судебной практики.
Так, в проектах нормативных правовых актов выявлены коррупциогенные факторы: в виде отсутствия или неполноты административных процедур – 24, принятия нормативного правового акта за пределами компетенции – 23, широты дискреционных полномочий – 27, определение компетенции по формуле вправе – 3, выборочное изменение объема прав – 19, нормативные коллизии – 2, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 4.
К примеру, прокурором Советского района г. Орла было дано отрицательное заключение на подготовленный администрацией г. Орла проект постановления администрации города Орла «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий муниципальным учреждениям) на возмещение затрат, связанных с проведением неотложных аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных работ, за счет средств резервного фонда администрации г. Орла» предполагается утвердить Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий муниципальным учреждениям) на возмещение затрат, связанных с проведением неотложных аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных работ за счет средств резервного фонда администрации г. Орла» (далее-Порядок) ввиду наличия в нем нарушений федерального законодательства и коррупциогенного фактора.
Так, в нарушение п.п. 3,4,9 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 №887, рассматриваемый Порядок не содержал:
- наименования органа местного самоуправления, организации, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателям бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий;
- сроков принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, а также не определял размера субсидии и (или) порядка расчета размера субсидии;
- положения о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем решения.
Пункт 1.4 Порядка не определял размер субсидии и (или) порядка расчета размера субсидии, а п.2.4 не содержал сроков принятия решения об отказе в предоставлении субсидии.
Данные обстоятельства свидетельствовали о наличии в проекте НПА коррупционного фактора, предусмотренного подпунктом «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, устанавливающего для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а именно широта дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в адрес главы администрации г. Орла прокурором района направлено отрицательное заключение, требование которого учтено администрацией г. Орла при разработке нового проекта постановления.
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы показывают, что наибольшую коррупциогенную нагрузку несут на себе акты органов местной власти.
В связи с этим активно деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы ведется прокурорами районных и межрайонных прокуратур.
Практика правоприменения свидетельствует о том, что коррупционные проявления, как правило, заключаются в нормативном закреплении полномочий, не предоставленных органам местного самоуправления федеральным законодательством, в том числе на принятие организационно-распорядительных решений, возможности вариативности поведения уполномоченных органов и должностных лиц при принятии решений, а также отсутствии и неполноте административных процедур.
В ходе проведения прокурором Должанского района антикоррупционной экспертизы постановлений администраций сельских поселений решений Должанского района «Об утверждении схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Урыновского сельского поселения и реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельского поселения» было установлено, что данные правовые акты приняты с превышение пределов предоставленной органам местного самоуправления компетенции, а соответственно, содержали коррупциогенные факторы, предусмотренные подп. «д» пункта 3 Методики.
Так, в соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Администрацией Должанского района органам местного самоуправления сельских поселений полномочия в указанной сфере не передавались.
На противоречащие закону и содержащие коррупциогенные факторы нормативные правовые акты прокурором Должанского района принесено 7 протестов.
В текущем году требования в Орловский областной Совет народных депутатов не вносились. В представительные органы местного самоуправления внесено 55 требований, которые рассмотрены с участим прокуроров.
Фактов неудовлетворения требований прокурора не имелось, в связи с чем в суд соответствующие заявления не направлялись.
В целях привлечения институтов гражданского общества и независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы прокуратурой области заключены соглашения о взаимодействии с Региональным Объединением работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палатой, Орловским региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Орловским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», которыми, в числе прочих мероприятий, предусмотрено проведение совместного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов органов государственной власти, органов местного самоуправления на предмет наличия в них коррупциогенных положений.
В рамках осуществляемого взаимодействия прокуратурой области руководителям Регионального Объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палаты, Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области направляются для проведения экспертизы на коррупциогенность проекты нормативных правовых актов, касающихся сферы предпринимательской деятельности.
По итогам проведенного в декабре 2019 года под председательством прокурора области четвертого Открытого форума региона, посвященного вопросам противодействия коррупции, в текущем году заключено соглашение с Орловским региональным отделением Общероссийской Общественной Организации «Ассоциация юристов России» о взаимодействии при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Орловской области и их проектов.
Результатом совместной работы явилось исключения из 416 НПА, принятых органами власти области, коррупциогенных факторов.
На сегодняшний день на территории Орловской области осуществляют деятельность 1 юридическое лицо - Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и 2 физических лица Маслакова Е.А., Новосельцева Е.И., аккредитованные Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В анализируемом периоде заключений и иной информации от указанных независимых экспертов в органы прокуратуры не поступало.
В настоящее время работа по осуществлению органами прокуратуры области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является налаженной, каких-либо проблемных ситуаций при реализации данных полномочий не возникало.
Прокуратура Орловской области
6 сентября 2023, 16:57
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов за 2020 год
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, предложения по ее совершенствованию и корректировке законодательства.
Прокуратурой области во исполнение ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» регулярно проверяется нормативная правовая база органов государственной власти области и органов местного самоуправления на предмет выявления коррупциогенных факторов.
При реализации возложенных полномочий в данной сфере осуществляется ведение реестра нормативных правовых актов, содержащих (содержавших) коррупциогенные факторы, и реестра изученных нормативных правовых актов с учетом принятых по ним мер прокурорского реагирования.
За 2020 год органами прокуратуры области на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 7885 (7096) нормативных правовых актов, включая принятые в декабре 2019 года, и 7582 (6406) проекта НПА.
Из указанного числа проверенных в анализируемом периоде нормативных правовых актов в 394 (354) содержалось 443 (400) коррупциогенных фактора, в том числе в 334 (298) – противоречащих законодательству.
В целях устранения, выявленных в 2020 году в НПА нарушений принесено 332 (298) протеста, внесено 60 (55) требований, внесено 1 (1) представление.
К настоящему времени из 242 (224) оспоренных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, остальные находятся в стадии рассмотрения.
В целях реализации имеющихся полномочий прокуратура области участвовала в подготовке законопроектов, осуществляла правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов; вела мониторинг действующих региональных нормативных правовых актов на предмет выявления пробелов и несоответствий федеральному законодательству с учетом внесенных в него изменений.
Ввиду принятия указанных мер большинство нарушений законности предупреждалось на стадии обсуждения и принятия законов и нормативных правовых актов.
На 103 (91) проекта нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления области даны отрицательные заключения, в том числе ввиду наличия в них 111 коррупциогенных фактора (115).
Замечания и предложения, содержащиеся в заключениях прокуратуры области, учтены.
Наиболее типичными нарушениями, по-прежнему, явились широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.
Как правило, причина таких нарушений - неверное применение норм действующего законодательства либо подготовка проектов без учета сложившейся судебной практики.
Так, в проектах нормативных правовых актов выявлены коррупциогенные факторы: в виде отсутствия или неполноты административных процедур – 24, принятия нормативного правового акта за пределами компетенции – 23, широты дискреционных полномочий – 27, определение компетенции по формуле вправе – 3, выборочное изменение объема прав – 19, нормативные коллизии – 2, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 4.
К примеру, прокурором Советского района г. Орла было дано отрицательное заключение на подготовленный администрацией г. Орла проект постановления администрации города Орла «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий муниципальным учреждениям) на возмещение затрат, связанных с проведением неотложных аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных работ, за счет средств резервного фонда администрации г. Орла» предполагается утвердить Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий муниципальным учреждениям) на возмещение затрат, связанных с проведением неотложных аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных работ за счет средств резервного фонда администрации г. Орла» (далее-Порядок) ввиду наличия в нем нарушений федерального законодательства и коррупциогенного фактора.
Так, в нарушение п.п. 3,4,9 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 №887, рассматриваемый Порядок не содержал:
- наименования органа местного самоуправления, организации, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателям бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий;
- сроков принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, а также не определял размера субсидии и (или) порядка расчета размера субсидии;
- положения о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем решения.
Пункт 1.4 Порядка не определял размер субсидии и (или) порядка расчета размера субсидии, а п.2.4 не содержал сроков принятия решения об отказе в предоставлении субсидии.
Данные обстоятельства свидетельствовали о наличии в проекте НПА коррупционного фактора, предусмотренного подпунктом «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, устанавливающего для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а именно широта дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в адрес главы администрации г. Орла прокурором района направлено отрицательное заключение, требование которого учтено администрацией г. Орла при разработке нового проекта постановления.
Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы показывают, что наибольшую коррупциогенную нагрузку несут на себе акты органов местной власти.
В связи с этим активно деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы ведется прокурорами районных и межрайонных прокуратур.
Практика правоприменения свидетельствует о том, что коррупционные проявления, как правило, заключаются в нормативном закреплении полномочий, не предоставленных органам местного самоуправления федеральным законодательством, в том числе на принятие организационно-распорядительных решений, возможности вариативности поведения уполномоченных органов и должностных лиц при принятии решений, а также отсутствии и неполноте административных процедур.
В ходе проведения прокурором Должанского района антикоррупционной экспертизы постановлений администраций сельских поселений решений Должанского района «Об утверждении схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Урыновского сельского поселения и реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельского поселения» было установлено, что данные правовые акты приняты с превышение пределов предоставленной органам местного самоуправления компетенции, а соответственно, содержали коррупциогенные факторы, предусмотренные подп. «д» пункта 3 Методики.
Так, в соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Администрацией Должанского района органам местного самоуправления сельских поселений полномочия в указанной сфере не передавались.
На противоречащие закону и содержащие коррупциогенные факторы нормативные правовые акты прокурором Должанского района принесено 7 протестов.
В текущем году требования в Орловский областной Совет народных депутатов не вносились. В представительные органы местного самоуправления внесено 55 требований, которые рассмотрены с участим прокуроров.
Фактов неудовлетворения требований прокурора не имелось, в связи с чем в суд соответствующие заявления не направлялись.
В целях привлечения институтов гражданского общества и независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы прокуратурой области заключены соглашения о взаимодействии с Региональным Объединением работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палатой, Орловским региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Орловским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», которыми, в числе прочих мероприятий, предусмотрено проведение совместного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов органов государственной власти, органов местного самоуправления на предмет наличия в них коррупциогенных положений.
В рамках осуществляемого взаимодействия прокуратурой области руководителям Регионального Объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палаты, Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области направляются для проведения экспертизы на коррупциогенность проекты нормативных правовых актов, касающихся сферы предпринимательской деятельности.
По итогам проведенного в декабре 2019 года под председательством прокурора области четвертого Открытого форума региона, посвященного вопросам противодействия коррупции, в текущем году заключено соглашение с Орловским региональным отделением Общероссийской Общественной Организации «Ассоциация юристов России» о взаимодействии при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Орловской области и их проектов.
Результатом совместной работы явилось исключения из 416 НПА, принятых органами власти области, коррупциогенных факторов.
На сегодняшний день на территории Орловской области осуществляют деятельность 1 юридическое лицо - Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и 2 физических лица Маслакова Е.А., Новосельцева Е.И., аккредитованные Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В анализируемом периоде заключений и иной информации от указанных независимых экспертов в органы прокуратуры не поступало.
В настоящее время работа по осуществлению органами прокуратуры области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является налаженной, каких-либо проблемных ситуаций при реализации данных полномочий не возникало.
Все права защищены
Телефон: +7 (4862) 40-56-49
Телефон: +7 (4862) 43-63-89
Телефон: +7 (903) 637-14-95
Телефон: +7 (4862) 40-56-58
Телефон: +7 (4862) 40-56-59