Антикоррупционная экспертиза нормативных правых актов в порядке надзора

  • 6 сентября 2023, 16:58
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов за 2021 год
  Текст

Прокуратурой области во исполнение ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ, приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400 регулярно проверяется нормативная правовая база органов государственной власти области и органов местного самоуправления на предмет выявления коррупциогенных факторов.

При реализации возложенных полномочий в данной сфере осуществляется ведение реестра нормативных правовых актов, содержащих (содержавших) коррупциогенные факторы, и реестра изученных нормативных правовых актов с учетом принятых по ним мер прокурорского реагирования.

В 2021 году органами прокуратуры области на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 8 030 нормативных правовых актов, включая 7 606 проектов НПА.

Из указанного числа проверенных в анализируемом периоде нормативных правовых актов в 409 содержалось 503 коррупциогенных факторов, в том числе в 369 – противоречащих законодательству. В целях устранения, выявленных в НПА нарушений принесено 389 протестов (331, +17,5%), внесено 39 требований, 1 представление. К настоящему времени из 428 оспоренных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, остальные находятся в стадии рассмотрения.

Проведенной антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов установлено, что отдельные нормы административного регламента предоставления Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области государственной услуги по установлению для газораспределительной организации размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденного приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 25.03.2020 № 46-Т (в редакции приказа Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 27.05.2021 № 222-Т), не соответствуют федеральному законодательству и содержат коррупциогенные факторы.

Так, в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1549 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» претерпели изменения нормы, определяющие порядок подключения газоиспользующего оборудования физических лиц в рамках «социальной газификации».

Вместе с тем, названный Регламент не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Выявленные противоречия правовых норм Регламента представляют собой коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (нормативные коллизии), в соответствии с подпунктом  пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Более того, выявлены внутренние противоречия норм Регламента,  свидетельствующие о наличии коррупциогенного фактора, устанавливающего для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (широта дискреционных полномочий), в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики, поскольку имеющееся правовое регулирование позволяет уполномоченным должностным лицам произвольно трактовать неурегулированный вопрос, что может отрицательно сказаться на прозрачности реализации соответствующих функций, а также нарушить право заявителей на получение государственной услуги.

На незаконный правовой акт 25.10.2021 прокуратурой области принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен. Нормативный правовой акт приведен в соответствие с федеральным законодательством, коррупциогенные факторы исключены.

На территории области осуществляют деятельность 1 юридическое лицо - Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и 1 физическое лицо - Маслакова Е.А., аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

В анализируемом периоде заключений о наличия коррупциогенных положений в нормативных правовых актах в органы прокуратуры не поступало.

В рамках осуществляемого взаимодействия прокуратурой области руководителям Регионального Объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палаты, Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области направляются для проведения экспертизы на коррупциогенность проекты нормативных правовых актов, касающихся сферы предпринимательской деятельности.

Поскольку коррупциогенных факторов в указанных проектах установлено не было, заключений от названных лиц не поступало.

В настоящее время работа по осуществлению органами прокуратуры области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является налаженной, каких-либо проблемных ситуаций при реализации данных полномочий не возникало.