Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 22 апреля 2022, 15:03
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов 2018 год
  Текст

Прокуратурой области во исполнение ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» регулярно проверяется нормативная правовая база органов государственной власти области и органов местного самоуправления на предмет выявления коррупциогенных факторов.

При реализации возложенных полномочий в данной сфере осуществляется ведение реестра нормативных правовых актов, содержащих (содержавших) коррупциогенные факторы, и реестра изученных нормативных правовых актов с учетом принятых по ним мер прокурорского реагирования.

За 2018 год органами прокуратуры области на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 4536 нормативных правовых актов, включая принятые в декабре 2017 года (4050), и 4098 (3911) проектов НПА.

В 239 нормативных правовых актах (185) содержалось 282 (189) коррупциогенных фактора, в том числе в 223 (157) – противоречащих законодательству. В целях устранения выявленных в НПА нарушений принесено 222 (157) протеста, внесено 16 (28) требований, одно представление. Из 220 (182) оспоренных правовых актов исключен 261 коррупциогенный фактор, остальные находятся в стадии рассмотрения.

На 57 (64) проектов нормативных правовых актов органов государственной власти местного самоуправления области даны отрицательные заключения, в том числе ввиду наличия в них 77 коррупциогенных факторов (71). Замечания и предложения, содержащиеся в заключениях прокуратуры области, учтены.

Основными формами правотворческой деятельности прокуратуры области в анализируемом периоде 2018 года являлись: участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых органами государственной власти области, путем обсуждения их проектов в рабочих группах, комитетах представительных и исполнительных органов власти области; проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе на наличие коррупциогенных факторов; осуществление мониторинга действующих региональных нормативных правовых актов на предмет выявления пробелов и несоответствий федеральному законодательству с учетом внесенных в него изменений.

В прокуратуру области поступило 759 (769) проектов нормативных правовых актов органов государственной власти области, на которые дано 759 (769) заключений.

Ввиду принятия указанных мер большинство нарушений законности предупреждалось на стадии обсуждения и принятия законов и нормативных правовых актов.

На 11 (8) из изученных проектов нормативных правовых актов органов государственной власти области прокуратурой области даны отрицательные заключения ввиду наличия в них нарушений федерального законодательства и 21 (11) коррупциогенного фактора.

Наиболее типичными нарушениями явились отсутствие или неполнота административных процедур, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, широта дискреционных полномочий. Как правило, причиной таких нарушений являлось неверное применение норм действующего законодательства либо подготовка проектов без учета сложившейся судебной практики.

Так, в проектах нормативных правовых актов выявлены коррупциогенные факторы: в виде отсутствия или неполноты административных процедур – 6, принятия нормативного правового акта за пределами компетенции – 4, широты дискреционных полномочий – 3, заполнения законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – 2, наличия завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - 2, выборочного изменения объема прав – 1, нормативных коллизий – 1, злоупотребления правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - 1, юридико-лингвистической неопределенности – 1.

К примеру, в анализируемый период органами исполнительной государственной власти области был разработан проект постановления Правительства области «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 11 апреля 2016 года № 116 «О предоставлении права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов для размещения объекта социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, реализации масштабного инвестиционного проекта» (далее – проект постановления) с целью приведения постановления Правительства области от 11.04.2016 № 116 в соответствие с Законом области от 09.06.2018 № 2233-ОЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Орловской области «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов».

Проектом постановления утвержденное 11.04.2016 Правительством области постановление № 116 «Об утверждении Порядка подготовки распоряжения Губернатора Орловской области о предоставлении права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов для размещения объекта социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, реализации масштабного инвестиционного проекта» дополнялось нормами, устанавливающими перечень документов, предоставление которых необходимо юридическому лицу для последующего заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.

К таким документам необоснованно были отнесены документы, подтверждающие наличие у заявителя денежных средств в размере не менее десяти процентов от планируемой стоимости завершения строительства проблемного объекта строительства на банковском счете застройщика.

Вместе с тем указанное свидетельствовало о нарушении федерального законодательства, так как в рассматриваемом случае юридическое лицо - инвестор не является участником долевого строительства, соответственно не наделено обязанностью по предоставлению проектной декларации.

Такая обязанность в силу п. 2 подп. 1.2. ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» имеется у застройщика – участника долевого строительства.

Названное являлось нарушением норм федерального законодательства, дополнительным административным барьером хозяйствующим субъектам при осуществлении деятельности и представляло собой коррупциогенный фактор, подпадающий под определение п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика), - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Также согласно п.п. «а» п. 4 Методики упомянутое свидетельствовало о наличии коррупциогенного фактора, выразившегося в завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, то есть установлении обременительных требований к гражданам и организациям.

Отрицательное заключение прокуратуры области было рассмотрено органами исполнительной государственной власти области. Принятие незаконного нормативного правового акта не допущено. Из проекта исключены положения, противоречащие федеральному законодательству и содержащие коррупциогенные факторы. 

Случаев неучтенных замечаний и предложений, содержащихся в заключениях прокуратуры области, не имелось.

В ходе проверки Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» (в редакции Закона Орловской области от 02.02.2018 № 2203-ОЗ ) были выявлены нормы, не соответствующие федеральному законодательству и содержащие коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции).

Закрепление в статье 16.1 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ права депутата на беспрепятственное посещение организаций фактически устанавливало для организаций, финансируемых за счет средств областного или местных бюджетов, либо имеющих в качестве учредителей органы государственной власти Орловской области или органы местного самоуправления Орловской области, дополнительное обременение в их деятельности, что противоречило нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о допустимости ограничения гражданских прав исключительно на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях исключения выявленного в указанном нормативном правовом акте коррупциогенного фактора и.о. прокурора области в адрес председателя Орловского областного Совета народных депутатов принесен протест (на рассмотрении).

Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы показывают, что наибольшую коррупциогенную нагрузку несут на себе акты органов местной власти. В связи с этим активно деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы ведется прокурорами районных и межрайонных прокуратур.

Практика правоприменения свидетельствует о том, что коррупционные проявления, как правило, заключаются в нормативном закреплении полномочий, не предоставленных органам местного самоуправления федеральным законодательством, в том числе на принятие организационно-распорядительных решений, возможности вариативности поведения уполномоченных органов и должностных лиц при принятии решений, а также в отсутствие или неполноте административных процедур.

В ходе проведения прокурором Кромского района антикоррупционной экспертизы административных регламентов по исполнению муниципальной функции по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории 12 сельских поселений было установлено, что указанные нормативные правовые акты не предусматривали требований по обеспечению доступности для инвалидов зданий, в которых расположена администрация, в соответствии с федеральным законодательством о социальной защите инвалидов, а также особенностей выполнения административных процедур в многофункциональных центрах.

Данные обстоятельства свидетельствовали о наличии в нормативных правовых актах коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 3 Методики, то есть отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

В целях исключения выявленных коррупциогенных факторов прокурором района на данные нормативные правовые акты принесено 12 протестов (рассмотрены и удовлетворены).

Аналогичный коррупциогенный фактор выявлен прокурором Советского района г.Орла в административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации и прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном порядке недееспособными)», утвержденном постановлением администрации г. Орла от 30.12.2016 № 6178.

В целях исключения выявленного коррупциогенного фактора прокурором района принесен протест, который рассмотрен, коррупциогенный фактор исключен, нормативный правовой акт приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В текущем году требования в Орловский областной Совет народных депутатов не вносились. На заседаниях представительных органов местного самоуправления муниципальных образований области требования с участием прокуроров районов не рассматривались.

Фактов неудовлетворения требований прокурора не имелось, в связи с чем в суд соответствующие заявления не направлялись.

В целях привлечения институтов гражданского общества и независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы прокуратурой области заключены соглашения о взаимодействии с Региональным Объединением работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палатой, Орловским региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Орловским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», которыми, в числе прочих мероприятий, предусмотрено проведение совместного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов органов государственной власти, органов местного самоуправления на предмет наличия в них коррупциогенных положений.

В рамках осуществляемого взаимодействия прокуратурой области руководителям Регионального Объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области», Орловской торгово-промышленной палаты, Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области направляются для проведения экспертизы на коррупциогенность проекты нормативных правовых актов, касающихся сферы предпринимательской деятельности.

Поскольку коррупциогенных факторов в указанных проектах установлено не было, заключений от названных лиц не поступало.

23.08.2018 в прокуратуре области работниками аппарата прокуратуры области совместно с представителями аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области, СОЮЗ «Орловская Торгово-промышленная палата», аппарата ОРО ООО «Ассоциация юристов России», Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области в соответствии с планом работы прокуратуры области по взаимодействию с общественностью, правовому просвещению и разъяснению законодательства на 2-ое полугодие 2018 года было проведено заседание круглого стола на тему: «Совершенствование работы органов  прокуратуры Орловской области по привлечению институтов гражданского общества к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

По результатам обсуждения рассматриваемых вопросов участниками круглого стола выработана позиция по активизации дальнейшего взаимодействия с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления области и их проектов

На сегодняшний день на территории Орловской области осуществляют деятельность 1 юридическое лицо - Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и 2 физических лица Маслакова Е.А., Новосельцева Е.И., аккредитованные Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

В анализируемом периоде заключений и иной информации от указанных независимых экспертов в органы прокуратуры не поступало.

В настоящее время работа по осуществлению органами прокуратуры области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является налаженной, каких-либо проблемных ситуаций при реализации данных полномочий не возникало.