Прокурор разъясняет - Прокуратура Орловской области
Прокурор разъясняет
- 23 ноября 2012, 12:34
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает предоставление ежемесячных компенсаций и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней лицам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Основное условие предоставления этих мер соцподдержки –постоянное проживание (работа) в указанной зоне до 02.12.1995. Вначале в качестве условия предоставления мер соцподдержки законодатель предусмотрел постоянное проживание (работу) в данной зоне до 01.01.1991. Тем самым за гражданами, которые постоянно проживали (работали) там до 1991 года, было признано право на соцзащиту в ранее установленном объеме. Затем граница данного периода сместилась - дата изменилась на 02.12.1995. Целью расширения границ периода было сохранение прежних объемов соцзащиты за гражданами, прибывшими в указанную зону с 01.01.1991 до 02.12.1995. Но в правоприменительной практике это повлекло для граждан, которые постоянно проживали (работали) в этой зоне до 01.01.1991, но покинули ее до 02.12.1995 и затем вернулись туда на постоянное место жительства, отмену признанного за ними права на упомянутые меры соцподдержки. Тем самым эти люди были поставлены в худшее положение по сравнению с теми, кто прибыл в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом после 01.01.1991. В связи с этим Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона о соцзащите граждан, пострадавших от радиации вследствие чернобыльской катастрофы признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они - по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, - препятствуют предоставлению данных мер соцподдержки некоторым гражданам. А именно, людям, которые постоянно проживали (работали) в упомянутой зоне до 01.01.1991, покинули ее в период до 02.12.1995 и после 02.12.1995 вернулись туда на постоянное место жительства. Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2012 № 24-П часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащиеся в ней положения служат основанием для отказа в назначении инвалидам - чернобыльцам из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, (увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности) право которых на возмещение вреда здоровью было признано постановлением Конституционным Судом Российской Федерации от 01.12.1997 № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления Федерального закона № 5-ФЗ в силу, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью.
Прокуратура Орловской области
23 ноября 2012, 12:34
Конституционный суд РФ стал на защиту граждан, проживающих в чернобыльской зоне
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает предоставление ежемесячных компенсаций и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней лицам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Основное условие предоставления этих мер соцподдержки –постоянное проживание (работа) в указанной зоне до 02.12.1995. Вначале в качестве условия предоставления мер соцподдержки законодатель предусмотрел постоянное проживание (работу) в данной зоне до 01.01.1991. Тем самым за гражданами, которые постоянно проживали (работали) там до 1991 года, было признано право на соцзащиту в ранее установленном объеме. Затем граница данного периода сместилась - дата изменилась на 02.12.1995. Целью расширения границ периода было сохранение прежних объемов соцзащиты за гражданами, прибывшими в указанную зону с 01.01.1991 до 02.12.1995. Но в правоприменительной практике это повлекло для граждан, которые постоянно проживали (работали) в этой зоне до 01.01.1991, но покинули ее до 02.12.1995 и затем вернулись туда на постоянное место жительства, отмену признанного за ними права на упомянутые меры соцподдержки. Тем самым эти люди были поставлены в худшее положение по сравнению с теми, кто прибыл в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом после 01.01.1991. В связи с этим Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона о соцзащите граждан, пострадавших от радиации вследствие чернобыльской катастрофы признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они - по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, - препятствуют предоставлению данных мер соцподдержки некоторым гражданам. А именно, людям, которые постоянно проживали (работали) в упомянутой зоне до 01.01.1991, покинули ее в период до 02.12.1995 и после 02.12.1995 вернулись туда на постоянное место жительства. Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2012 № 24-П часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащиеся в ней положения служат основанием для отказа в назначении инвалидам - чернобыльцам из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, (увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности) право которых на возмещение вреда здоровью было признано постановлением Конституционным Судом Российской Федерации от 01.12.1997 № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления Федерального закона № 5-ФЗ в силу, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью.
Все права защищены