Прокурор разъясняет - Прокуратура Орловской области
Прокурор разъясняет
- 2 июля 2009, 12:34
Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью с учетом вступивших в силу 1 июля 2009 года изменений.
1 июля 2009 года вступила в силу новая редакция Федерального Закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью». Изменения внесены Федеральным законом № 312-ФЗ от 30.12.2008 «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Следует отметить, что существенно поменялся порядок учреждения и преобразования общества с ограниченной ответственностью, принцип управления, существо имущественных отношений между участниками общества, а также другие положения. Рассмотрим положения закона подробнее. Так, согласно Федеральному Закону № 312-ФЗ единственным учредительным документом ООО будет устав (до изменений было два учредительных документа: устав и учредительный договор).
Часто положения устава и учредительного договора дублировали друг друга, в связи с этим, многие правоведы ставили вопрос о целесообразности учредительного договора как документа.
Хотя, следует отметить, что учредительный договор изначально предусматривался законодателем для установления и регламентации отношений между участниками общества.
Теперь урегулировать данный вопрос законодатель предлагает при помощи договора об учреждении общества, который не является учредительным документом, но заключение его обязательно при создании ООО.
Кроме того, участникам необходимо оформить свою волю о создании, утверждении устава, избрании или назначении органов управления в решении об учреждении общества.
Закон № 312-ФЗ дополняет статью 8 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (права участников общества) пунктом 3, который предусматривает возможность заключения учредителями договора об осуществлении прав участников общества. В указанном договоре можно дополнительно прописать: каким образом учредители могут осуществлять свои права или воздержаться от их осуществления, порядок голосования на общем собрании участников общества, установить определенную цену для продажи доли или части доли при наступлении каких-либо условий или обязанность воздержаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также другие вопросы, связанные с созданием, управлением, реорганизацией и ликвидацией общества. Такой договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Существенно изменены нормы, определяющие порядок управления обществом с ограниченной ответственностью. В частности, больше нет такого понятия как «исключительная компетенция общего собрания участников» (законодатель убрал слово «исключительная» тем самым, наделив другие органы более широкими полномочиями). Подпунктом 2 п. 3 ст. 91 Гражданского кодекса РФ (управление в обществе с ограниченной ответственностью), а также подпунктом 4 п.2 ст. 33 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (компетенция общего собрания общества) расширена компетенция общего собрания участников. Так, участники вправе принимать решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора) управляющему, утверждении управляющего, а также условий заключения с ним договора. Но следует иметь ввиду, что это возможно, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров, который является наблюдательным советом.
В новой редакции Закона статья 32 (органы общества) дополнена п. 2.1 и п.2.2, в соответствии с которыми: компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с Законом.
Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:
1) определение основных направлений деятельности общества;
2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
3) установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;
4) принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
5) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;
6) утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества);
7) создание филиалов и открытие представительств общества;
8) решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 Закона (заинтересованность в совершении обществом сделки);
9) решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 Закона (крупные сделки);
10) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;
11) иные предусмотренные Законом вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом общества и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества.
Решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, в таком случае исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.
Необходимо сказать, что эта норма не носит обязательный характер (в отличие от статьи 33 Закона (компетенция общего собрания общества), которая устанавливает исчерпывающий перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания участников).
Таким образом, уставом ООО полномочия совета директоров (наблюдательного совета) могут быть как расширены, так и сужены.
Следует отметить, что п.6 ст.37 Закона (порядок проведения общего собрания) дополнен абзацем, устанавливающим обязанность исполнительного органа или иного осуществляющего ведение протокола общего собрания участников лица в течение 10 дней после составления указанного протокола направить копию всем участникам общества в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания участников общества.
Пунктом 1 ст.40 Закона установлено, что единоличный исполнительный орган общества (директор) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Также по-новому решен вопрос передачи полномочий по управлению ООО.
Согласно ст.42 Закона (передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему), предусматривающей передачу полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, внесены изменения, в силу которых для передачи полномочий больше не требуется прямое указание на это в уставе.
Кроме того, новая редакция данной статьи определяет лицо, которое подписывает от имени общества договор с управляющим в случае, если указанный вопрос отнесен к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. ООО вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества.
Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, которое являлось председателем на общем собрании участников и утвердило условия договора с управляющим, или участником, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания участников общества.
Изменился и порядок перехода доли или части доли участника общества в уставном капитале к другим участникам и третьим лицам. Теперь такая сделка подлежит нотариальному удостоверению, исключение составляют случаи, когда участник осуществляет свое право, предусмотренное уставом, на выход из ООО путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или самого общества.
Также законодатель возлагает обязанность на нотариуса, совершившего удостоверение сделки, передать в трехдневный срок со дня удостоверения сделки заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц с приложением соответствующего договора в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (Инспекция Федеральной налоговой службы), а непосредственно ООО – заявление и документы, которые подтверждают переход доли.
Следует отметить, что по-новому определен момент окончательного перехода доли: c момента нотариального удостоверения сделки, а в случаях, не требующих такого порядка – с момента внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, информация о принадлежащих участникам общества долях будет отражаться не в учредительных документах, а в списке участников ООО, ведение которого – обязанность исполнительного органа или любого другого, предусмотренного уставом.
Нужно учитывать, что при несвоевременном внесении изменений, касающихся размера долей участников, возможно возникновение несоответствия сведений, указанных в списке, и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Но в таком случае, согласно новой редакции Закона, общество, не уведомившее об изменении соответствующих сведений, невправе ссылаться на несоответствие таких сведений в отношениях с третьими лицами, действовавшими только с учетом сведений, указанных в списке участников общества. Таким образом, законодатель устранил имеющую место проблему, связанную с защитой прав приобретателя доли в уставном капитале ООО.
В новой редакции закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала определен в твердой денежной сумме (10 000 рублей). Изменения также коснулись порядка оплаты долей в уставном капитале общества: оплачивать уставный капитал можно деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.
Если номинальная стоимость неденежных долей уставного капитала не превышает 20 тысяч рублей, то независимого оценщика можно не привлекать. Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.
В случае оплаты долей в уставном капитале общества неденежными средствами участники общества и независимый оценщик солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества изменений.
Также, уставом может быть определено имущество, которое не может быть внесено для оплаты долей в уставном капитале общества.
Следует обратить внимание, что в случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока, на который такое имущество было передано в пользование ООО для оплаты доли, участник, передавший имущество, обязан предоставить обществу по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на подобных условиях в течение оставшегося срока пользования имуществом.
Предоставлять денежную компенсацию нужно единовременно в разумный срок с момента предъявления обществом требования о ее предоставлении, если иной порядок предоставления денежной компенсации не установлен решением общего собрания участников общества.
В соответствии с Федеральным Законом № 312-ФЗ общества с ограниченной ответственностью, созданные до 01.07.2009, должны в обязательном порядке привести уставы в соответствие с изменениями, вступившими в силу 1.07.2009, причем, уставы таких обществ будут применяться в части, не противоречащей части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 312-ФЗ) и Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; учредительные договоры обществ с 01.07.2009 утрачивают силу учредительных документов; право участника общества, созданного до 01.07.2009, выйти из него, до 01.01.2010 осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому тремя четвертями голосов от общего числа голосов участников.
Необходимо отметить, что законодатель не предусмотрел нормы, в соответствии с которой, уставы обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 01.07.2009, не приведенные в соответствие с изменениями, внесенными Законом № 312-ФЗ, теряют свою силу, начиная с 01.01.2010. В сложившейся ситуации следует руководствоваться абз.5 ст.59 (Введение в действие настоящего Федерального закона) Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Так, общества, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с Законом, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию уполномоченного органа.
Прокуратура Орловской области
2 июля 2009, 12:34
Разъясняем
Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью с учетом вступивших в силу 1 июля 2009 года изменений.
1 июля 2009 года вступила в силу новая редакция Федерального Закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью». Изменения внесены Федеральным законом № 312-ФЗ от 30.12.2008 «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Следует отметить, что существенно поменялся порядок учреждения и преобразования общества с ограниченной ответственностью, принцип управления, существо имущественных отношений между участниками общества, а также другие положения. Рассмотрим положения закона подробнее. Так, согласно Федеральному Закону № 312-ФЗ единственным учредительным документом ООО будет устав (до изменений было два учредительных документа: устав и учредительный договор).
Часто положения устава и учредительного договора дублировали друг друга, в связи с этим, многие правоведы ставили вопрос о целесообразности учредительного договора как документа.
Хотя, следует отметить, что учредительный договор изначально предусматривался законодателем для установления и регламентации отношений между участниками общества.
Теперь урегулировать данный вопрос законодатель предлагает при помощи договора об учреждении общества, который не является учредительным документом, но заключение его обязательно при создании ООО.
Кроме того, участникам необходимо оформить свою волю о создании, утверждении устава, избрании или назначении органов управления в решении об учреждении общества.
Закон № 312-ФЗ дополняет статью 8 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (права участников общества) пунктом 3, который предусматривает возможность заключения учредителями договора об осуществлении прав участников общества. В указанном договоре можно дополнительно прописать: каким образом учредители могут осуществлять свои права или воздержаться от их осуществления, порядок голосования на общем собрании участников общества, установить определенную цену для продажи доли или части доли при наступлении каких-либо условий или обязанность воздержаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также другие вопросы, связанные с созданием, управлением, реорганизацией и ликвидацией общества. Такой договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Существенно изменены нормы, определяющие порядок управления обществом с ограниченной ответственностью. В частности, больше нет такого понятия как «исключительная компетенция общего собрания участников» (законодатель убрал слово «исключительная» тем самым, наделив другие органы более широкими полномочиями). Подпунктом 2 п. 3 ст. 91 Гражданского кодекса РФ (управление в обществе с ограниченной ответственностью), а также подпунктом 4 п.2 ст. 33 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (компетенция общего собрания общества) расширена компетенция общего собрания участников. Так, участники вправе принимать решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора) управляющему, утверждении управляющего, а также условий заключения с ним договора. Но следует иметь ввиду, что это возможно, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров, который является наблюдательным советом.
В новой редакции Закона статья 32 (органы общества) дополнена п. 2.1 и п.2.2, в соответствии с которыми: компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с Законом.
Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:
1) определение основных направлений деятельности общества;
2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
3) установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;
4) принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
5) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;
6) утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества);
7) создание филиалов и открытие представительств общества;
8) решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 Закона (заинтересованность в совершении обществом сделки);
9) решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 Закона (крупные сделки);
10) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;
11) иные предусмотренные Законом вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом общества и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества.
Решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, в таком случае исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.
Необходимо сказать, что эта норма не носит обязательный характер (в отличие от статьи 33 Закона (компетенция общего собрания общества), которая устанавливает исчерпывающий перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания участников).
Таким образом, уставом ООО полномочия совета директоров (наблюдательного совета) могут быть как расширены, так и сужены.
Следует отметить, что п.6 ст.37 Закона (порядок проведения общего собрания) дополнен абзацем, устанавливающим обязанность исполнительного органа или иного осуществляющего ведение протокола общего собрания участников лица в течение 10 дней после составления указанного протокола направить копию всем участникам общества в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания участников общества.
Пунктом 1 ст.40 Закона установлено, что единоличный исполнительный орган общества (директор) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Также по-новому решен вопрос передачи полномочий по управлению ООО.
Согласно ст.42 Закона (передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему), предусматривающей передачу полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, внесены изменения, в силу которых для передачи полномочий больше не требуется прямое указание на это в уставе.
Кроме того, новая редакция данной статьи определяет лицо, которое подписывает от имени общества договор с управляющим в случае, если указанный вопрос отнесен к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. ООО вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества.
Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, которое являлось председателем на общем собрании участников и утвердило условия договора с управляющим, или участником, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания участников общества.
Изменился и порядок перехода доли или части доли участника общества в уставном капитале к другим участникам и третьим лицам. Теперь такая сделка подлежит нотариальному удостоверению, исключение составляют случаи, когда участник осуществляет свое право, предусмотренное уставом, на выход из ООО путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или самого общества.
Также законодатель возлагает обязанность на нотариуса, совершившего удостоверение сделки, передать в трехдневный срок со дня удостоверения сделки заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц с приложением соответствующего договора в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (Инспекция Федеральной налоговой службы), а непосредственно ООО – заявление и документы, которые подтверждают переход доли.
Следует отметить, что по-новому определен момент окончательного перехода доли: c момента нотариального удостоверения сделки, а в случаях, не требующих такого порядка – с момента внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, информация о принадлежащих участникам общества долях будет отражаться не в учредительных документах, а в списке участников ООО, ведение которого – обязанность исполнительного органа или любого другого, предусмотренного уставом.
Нужно учитывать, что при несвоевременном внесении изменений, касающихся размера долей участников, возможно возникновение несоответствия сведений, указанных в списке, и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Но в таком случае, согласно новой редакции Закона, общество, не уведомившее об изменении соответствующих сведений, невправе ссылаться на несоответствие таких сведений в отношениях с третьими лицами, действовавшими только с учетом сведений, указанных в списке участников общества. Таким образом, законодатель устранил имеющую место проблему, связанную с защитой прав приобретателя доли в уставном капитале ООО.
В новой редакции закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала определен в твердой денежной сумме (10 000 рублей). Изменения также коснулись порядка оплаты долей в уставном капитале общества: оплачивать уставный капитал можно деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.
Если номинальная стоимость неденежных долей уставного капитала не превышает 20 тысяч рублей, то независимого оценщика можно не привлекать. Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.
В случае оплаты долей в уставном капитале общества неденежными средствами участники общества и независимый оценщик солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества изменений.
Также, уставом может быть определено имущество, которое не может быть внесено для оплаты долей в уставном капитале общества.
Следует обратить внимание, что в случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока, на который такое имущество было передано в пользование ООО для оплаты доли, участник, передавший имущество, обязан предоставить обществу по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на подобных условиях в течение оставшегося срока пользования имуществом.
Предоставлять денежную компенсацию нужно единовременно в разумный срок с момента предъявления обществом требования о ее предоставлении, если иной порядок предоставления денежной компенсации не установлен решением общего собрания участников общества.
В соответствии с Федеральным Законом № 312-ФЗ общества с ограниченной ответственностью, созданные до 01.07.2009, должны в обязательном порядке привести уставы в соответствие с изменениями, вступившими в силу 1.07.2009, причем, уставы таких обществ будут применяться в части, не противоречащей части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 312-ФЗ) и Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; учредительные договоры обществ с 01.07.2009 утрачивают силу учредительных документов; право участника общества, созданного до 01.07.2009, выйти из него, до 01.01.2010 осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому тремя четвертями голосов от общего числа голосов участников.
Необходимо отметить, что законодатель не предусмотрел нормы, в соответствии с которой, уставы обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 01.07.2009, не приведенные в соответствие с изменениями, внесенными Законом № 312-ФЗ, теряют свою силу, начиная с 01.01.2010. В сложившейся ситуации следует руководствоваться абз.5 ст.59 (Введение в действие настоящего Федерального закона) Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Так, общества, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с Законом, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию уполномоченного органа.
Все права защищены