Прокурор разъясняет - Прокуратура Пензенской области
Прокурор разъясняет
- 17 мая 2021, 09:29
С июля текущего года в силу вступит закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, которым закреплен приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным.
Среди прочих им предусмотрены: информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, самообследование, профилактический визит.
Снизить количество проверок, продолжительность которых новым законом сокращена до 10 рабочих дней, планируется не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких контрольно-надзорных мероприятий - инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездное обследование и другие.
Контрольно-надзорные мероприятия будут проводиться как в плановом порядке (на основании ежегодного плана, подлежащего согласованию с прокуратурой), так и по конкретным сигналам. Как и прежде, основанием для их проведения будут служить поручения Президента и Правительства Российской Федерации, а также требование прокурора.
При этом Положением о виде контроля (надзора) или законом о виде контроля может быть установлено, что вид контроля осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Следует отметить, что контроль (надзор) будет осуществляться на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Для оценки и управления рисками контролеры должны обеспечить организацию постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) необходимых сведений.
Все действия контролирующих органов, согласно новому закону, должны отражаться в информационных системах, в частности, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Благодаря этому, лица, в отношении которых будут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия, смогут получить оперативный доступ ко всем необходимым сведениям.
Законом установлен прямой запрет на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует.
Отдельные главы закона закрепляют гарантии и защиту прав контролируемых лиц, порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
В целом законом о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле регламентируются общие положения, а более детальная правовая регламентация отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением конкретного вида государственного контроля (надзора), должна быть отражена в соответствующих правовых актах - законе о виде контроля и Положении о виде контроля (надзора).
Утверждение положений о видах регионального государственного контроля (надзора) должно быть обеспечено до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений, но не позднее 1 января 2022 года органами, осуществляющими региональный контроль (надзор) на территории Пензенской области должны применяться нормативные правовые акты о порядке организации и осуществления видов регионального государственного контроля (надзора), принятые в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Информация подготовлена по материалам, предоставленным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области.
Прокуратура Пензенской области
17 мая 2021, 09:29
О реализации органами контроля (надзора) полномочий в рамках Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
С июля текущего года в силу вступит закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, которым закреплен приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным.
Среди прочих им предусмотрены: информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, самообследование, профилактический визит.
Снизить количество проверок, продолжительность которых новым законом сокращена до 10 рабочих дней, планируется не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких контрольно-надзорных мероприятий - инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездное обследование и другие.
Контрольно-надзорные мероприятия будут проводиться как в плановом порядке (на основании ежегодного плана, подлежащего согласованию с прокуратурой), так и по конкретным сигналам. Как и прежде, основанием для их проведения будут служить поручения Президента и Правительства Российской Федерации, а также требование прокурора.
При этом Положением о виде контроля (надзора) или законом о виде контроля может быть установлено, что вид контроля осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Следует отметить, что контроль (надзор) будет осуществляться на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Для оценки и управления рисками контролеры должны обеспечить организацию постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) необходимых сведений.
Все действия контролирующих органов, согласно новому закону, должны отражаться в информационных системах, в частности, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Благодаря этому, лица, в отношении которых будут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия, смогут получить оперативный доступ ко всем необходимым сведениям.
Законом установлен прямой запрет на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует.
Отдельные главы закона закрепляют гарантии и защиту прав контролируемых лиц, порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
В целом законом о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле регламентируются общие положения, а более детальная правовая регламентация отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением конкретного вида государственного контроля (надзора), должна быть отражена в соответствующих правовых актах - законе о виде контроля и Положении о виде контроля (надзора).
Утверждение положений о видах регионального государственного контроля (надзора) должно быть обеспечено до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений, но не позднее 1 января 2022 года органами, осуществляющими региональный контроль (надзор) на территории Пензенской области должны применяться нормативные правовые акты о порядке организации и осуществления видов регионального государственного контроля (надзора), принятые в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Информация подготовлена по материалам, предоставленным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области.
Все права защищены