Прокурор разъясняет - Прокуратура Пермского края
Прокурор разъясняет
- 29 января 2025, 16:17
Во все времена для такой подрывной работы против нас использовались разного рода агитаторы, провокаторы и деструктивные учреждения под благовидной вывеской, которые действовали в чужих интересах. Сегодня таких людей и организации называют иностранными агентами.
Особую актуальность данный вопрос приобрел в последние несколько лет из-за обострения международной политической обстановки на фоне проведения Специальной военной операции (СВО) на Украине и беспрецедентного давления на Россию.
В общепринятом смысле иностранные агенты – это физические лица и организации, действующие в интересах другого государства.
Чаще всего деятельность иностранных агентов направлена на подрыв стабильности и расшатывание государства: они провоцируют экономическую и политическую нестабильность, сеют панику, страх, недоверие к власти. Их конечная цель – развал страны и растаскивание ее по частям теми силами, на которые они работают.
Данная деятельность невозможна без значительных финансовых вливаний как со стороны иностранных государств и корпорация, так и со стороны «неравнодушных» граждан.
Что же касается финансирования такой антироссийской деятельности и ответственности за ее осуществление, стоит разграничить ответственность за финансирование экстремистской (статья 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации), террористической (часть 1.1 статьи 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) деятельности, а также финансирование организаций деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации (часть 2 статьи 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, финансированием экстремистской деятельности следует признавать наряду с оказанием финансовых услуг предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц).
Аналогичные разъяснения даны Верховным Судом Российской Федерации и относительно действий по финансированию терроризма.
В части финансирования деятельности иных организаций, деятельность которых опасна и вредна для нашего государства, законодатель предусмотрел ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности иностранной или международной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом исходя из степени общественной опасности указанных деяний имеется разница в тяжести преступлений.
Так, финансирование нежелательных организаций является преступлением средней тяжести, поскольку максимальное наказание за его совершение не превышает пяти лет лишения свободы, финансирование экстремистской деятельности отнесено к категории тяжких преступлений и за его совершение предусмотрено максимальное наказание в виде восьми лет лишения свободы, а деяния, указанные в ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ отнесены к категории особо тяжких и предусматривают в том числе наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Вопрос противодействия данной деятельности актуален и для нашего региона.
В 2023-2024 годах правоохранительными органами края выявлен один факт незаконного финансирования экстремистской деятельности и три случая финансирования терроризма.
По всем уголовным делам данной категории в настоящее время осуществляется предварительное расследование.
(материал подготовлен прокурором отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры Пермского края Шишкиным Д.А.)
Прокуратура Пермского края
29 января 2025, 16:17
Ответственность за финансирование антироссийской деятельности
Во все времена для такой подрывной работы против нас использовались разного рода агитаторы, провокаторы и деструктивные учреждения под благовидной вывеской, которые действовали в чужих интересах. Сегодня таких людей и организации называют иностранными агентами.
Особую актуальность данный вопрос приобрел в последние несколько лет из-за обострения международной политической обстановки на фоне проведения Специальной военной операции (СВО) на Украине и беспрецедентного давления на Россию.
В общепринятом смысле иностранные агенты – это физические лица и организации, действующие в интересах другого государства.
Чаще всего деятельность иностранных агентов направлена на подрыв стабильности и расшатывание государства: они провоцируют экономическую и политическую нестабильность, сеют панику, страх, недоверие к власти. Их конечная цель – развал страны и растаскивание ее по частям теми силами, на которые они работают.
Данная деятельность невозможна без значительных финансовых вливаний как со стороны иностранных государств и корпорация, так и со стороны «неравнодушных» граждан.
Что же касается финансирования такой антироссийской деятельности и ответственности за ее осуществление, стоит разграничить ответственность за финансирование экстремистской (статья 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации), террористической (часть 1.1 статьи 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) деятельности, а также финансирование организаций деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации (часть 2 статьи 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, финансированием экстремистской деятельности следует признавать наряду с оказанием финансовых услуг предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц).
Аналогичные разъяснения даны Верховным Судом Российской Федерации и относительно действий по финансированию терроризма.
В части финансирования деятельности иных организаций, деятельность которых опасна и вредна для нашего государства, законодатель предусмотрел ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности иностранной или международной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом исходя из степени общественной опасности указанных деяний имеется разница в тяжести преступлений.
Так, финансирование нежелательных организаций является преступлением средней тяжести, поскольку максимальное наказание за его совершение не превышает пяти лет лишения свободы, финансирование экстремистской деятельности отнесено к категории тяжких преступлений и за его совершение предусмотрено максимальное наказание в виде восьми лет лишения свободы, а деяния, указанные в ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ отнесены к категории особо тяжких и предусматривают в том числе наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Вопрос противодействия данной деятельности актуален и для нашего региона.
В 2023-2024 годах правоохранительными органами края выявлен один факт незаконного финансирования экстремистской деятельности и три случая финансирования терроризма.
По всем уголовным делам данной категории в настоящее время осуществляется предварительное расследование.
(материал подготовлен прокурором отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры Пермского края Шишкиным Д.А.)
Все права защищены