Прокурор разъясняет

  • 10 февраля 2025, 10:24
Особенности установления административного надзора гражданам, которым ранее назначенное наказание, не связанное с лишением свободы, заменено лишением свободы
  Текст

Административный надзор заключается в установлении в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, временных ограничений их прав и свобод, в возложении на них определенных в законе обязанностей, преследует своей целью оказание на данных лиц индивидуального профилактического воздействия для предупреждения повторного совершения ими преступлений и правонарушений.

Данный вопрос урегулирован Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ).

Административный надзор устанавливается в судебном порядке в отношении совершеннолетних граждан, освобождающихся или освобожденных из мест лишения свободы, при наличии на то оснований, предусмотренных законом.

Так, пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ в качестве основания для административного надзора указано наличие судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.

В рамках применения указанных положений закона ранее условием к установлению административного надзора считалось реальное осуждение к лишению свободы приговором по уголовному делу. Последующая замена лишением свободы неотбытой части назначенного наказания, не связанного с лишением свободы, не считалась тождественной осуждению к лишению свободы, следовательно, возможность установления административного надзора в данных обстоятельствах по указанному основанию, по мнению суда, отсутствовала.

Такое толкование материального закона основывалось на пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23.12.1970 № 14 «О судебной практике по применению Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1970 года «Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду».

С 22.12.2022 вступила в силу новая редакция Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который разъяснил, что административный надзор может быть установлен с учетом требований статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении лица, которому ранее назначенное наказание заменено лишением свободы.

В настоящее время суды Пермского края при установлении административного надзора за совершение в период нахождения под административным надзором преступления учитывают судимости по приговору суда, которым гражданину за преступление, совершенное под административным надзором, назначено наказание, не связанное с лишением свободы, если впоследствии данное неотбытое наказание заменено лишением свободы. За 2024 год судами общей юрисдикции Пермского края с участием прокуроров рассмотрено свыше двух тысяч дел об административном надзоре.

Административный надзор является мерой правового контроля, исторически доказавшей свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности.

(материал подготовлен заместителем начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Королевой М.В.)