Прокурор разъясняет

  • 23 сентября 2020, 14:36
Важным элементом противодействия коррупции является выявление аффилированности должностных лиц коммерческим структурам
  Текст

Аффилированность – оказание физическими или юридическими лицами влияния на деятельность юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В практике надзорной деятельности прокуроры часто сталкиваются с аффилированностью на государственной или муниципальной службе, а также при осуществлении обязанностей выборными должностными лицами -  главами городских округов, районов, поселений.

Например: при лоббировании заключения государственных или муниципальных контрактов с аффилированной коммерческой организацией.

Аффилированность государственных или муниципальных служащих может порождать конфликт интересов, неэффективное и нецелевое расходование бюджетных средств, а также их хищение, и многие другие нарушения законодательства.

Конфликт интересов – противоречие между личными желаниями служащего и интересами службы. Под интересами службы мы понимаем в первую очередь обеспечение и защита прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства.

Попросту говоря: конфликт интересов - такая ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на решения, процесс принятия решения, в целом на надлежащее исполнение должностных обязанностей.

Личная заинтересованность у служащих, у выборных должностных лиц зачастую как раз связана с их родственными, дружескими и иными связями, какими-либо особенными отношениями.

Такая заинтересованность должностного лица предполагает возможность получения при исполнении должностных (служебных) обязанностей, в том числе и благодаря аффилированным связям, доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих заинтересованных лиц. Должностные (служебные) обязанности в этой ситуации выполняются служащим не беспристрастно и не объективно.

Антикоррупционной законодательство предусматривает принятие ряда мер по противодействию аффилированности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

В частности служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Помимо возложения обязанностей по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственных и муниципальных служащих, указанное законодательство возлагает такие обязанности и на иных лиц.

Так, если представителю нанимателя стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Для соблюдения антикоррупционных требований в государственных органах и органах местного самоуправления образуются коллегиальные органы  - комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских, муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комплекс мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов у служащего может состоять:

- в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов;

- в отстранении служащего от исполнения должностных обязанностей;

Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего со службы. Основание для такого увольнения - утрата доверия.

По этому же основанию может быть уволен и представитель нанимателя (руководитель, начальник, которому стало известно о возникновении у работника конфликта интересов и который не принял мер к предотвращению или урегулированию этого конфликта).

Статьей 289 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за  незаконное участие должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления в предпринимательской деятельности.

Участие может быть выражено в учреждении таким лицом коммерческой организации, то есть организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки антикоррупционным запретам, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Максимальное наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до 2х лет.

 

Подготовлено отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Пермского края