Прокурор разъясняет - Прокуратура Пермского края
Прокурор разъясняет
- 19 июля 2021, 09:41
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
С 01.07.2021 практически любой визит контролера возможен только с согласия прокурора.
Федеральный закон № 248-ФЗ распространяет свое действие на все категории проверяемых лиц: ЮЛ ИП, органы публичной власти и граждане.
Теперь прокуратура будет согласовывать все плановые и внеплановые мероприятия в отношении граждан – владельцев производственных объектов.
Расширяется сфера применения риск-ориентированного подхода к контрольным мероприятиям. Теперь этот подход будет использоваться повсеместно, единственное исключение для муниципального контроля, если отсутствие риск-ориентированного подхода будет установлено положением о муниципальном контроле, но тогда все без исключения внеплановые мероприятия будут согласовываться с органами прокуратуры, а плановые проверки проводиться не будут.
Федеральный закон № 248-ФЗ существенно расширяет арсенал видов контрольно-надзорных мероприятий, проводимых во взаимодействии с подконтрольными субъектами.
В дополнении к обычным проверкам и контрольным закупкам устанавливается мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд.
Новый закон подробно определяет набор возможных контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент, инструментальное обследование и др. О ходе проведения каждого действия составляется протокол.
С 01.07.2021 любой визит к проверяемому лицу может проводится только после согласования с органами прокуратуры и регистрации мероприятия в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, новой информационной системы оператором которого является Генеральная прокуратура РФ.
Новая система в отличие от «Единого реестра проверок» это не только хранилище данных, но и рабочий инструмент взаимодействия прокурора с контролером. Органы прокуратуры реализуют новые полномочия по защите бизнеса от необоснованного давления контролеров именно с помощью этого инструмента, путем согласования плановых и внеплановых мероприятий через ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».
Нововведение касается процедуры согласования плановых мероприятий, по новому закону прокуратура теперь не будет формировать сводный план проверок. Каждый контрольно-надзорный орган будет размещать проект плана в ЕРКНМ до 1 октября, надзирающий прокурор будет его рассматривать в ЕРКНМ и принимать одно из трех возможных решений: согласовать, согласовать с замечаниями или отклонить. Завершение этой процедуры станет утверждение плана в ЕРКНМ ответственным должностным лицом контролирующего органа и размещение его на своем официальном сайте.
Опубликование планов на сайте органов прокуратуры по 248-ФЗ не требуется.
Об организованных мероприятиях по контролю можно посмотреть в открытой части ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий на сайте proverki.gov.ru. Кроме того, решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия должно содержать QR-код со ссылкой на соответствующее мероприятие по контролю в ЕРКНМ, соответственно контролируемые лица могут при получении копии решения в онлайн-режиме посмотреть информацию о контрольном мероприятий, в том числе информацию о согласовании с органами прокуратуры. Сведения о составленных по результатам мероприятий по контролю документам также вносятся в ЕРКНМ. Кроме того, в ближайшее время будет проведена интеграция системы с порталом государственных услуг, информацию о мероприятиях по контролю проверяемые лица смогут увидеть через личный кабинет на портале госуслуг.
Нововведение касается профилактики нарушений обязательных требований. В силу прямого указания закона проведение профилактических мероприятий является приоритетом по отношению к проведению контрольных мероприятий. Реализацию данного принципа призваны обеспечить 7 новых профилактических мероприятий (ст. 45 Федерального закона № 248-ФЗ): консультирование, профилактический визит, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; самообследование и профилактический визит.
При этом информация по двум видам мероприятий: профилактические визиты и предостережения должны также быть внесены в систему ЕРКНМ.
Федеральный закон № 248-ФЗ не отменяет 294-ФЗ. Прежнее правовое регулирование остается еще на 3.5 года, т.е. до 01.01.2025 для целого ряда видов контроля (контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций и некоторых других), соответственно сохраняется действие всех подзаконных правовых актов, изданных в целях исполнения 294-ФЗ, продолжает функционирование ФГИС «Единый реестр проверок» и формирование ежегодных сводных планов тоже продолжится для некоторых видов контроля.
Кроме того, мероприятия по контролю по старым правилам (в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ) могут проводиться при осуществлении регионального контроля (надзора) и муниципального контроля до дня вступления в силу новых положений о видах контроля, предусмотренных 248-ФЗ, но не позднее 31.12.2021. Региональные органы и органы местного самоуправления вносят информацию о проверках в ФГИС «Единый Реестр проверок», до вступления в силу положения о виде контроля, принятого во исполнение 248го Федерального закона. Со дня вступления в силу положения о виде контроля, но не позднее 01.01.2022 информация о мероприятиях по контролю вносится в ЕРКНМ.
Также лицензионный контроль по 20 видам деятельности будет проводиться по правилам 248-ФЗ только с 01 марта 2022 года, до этой даты проверки лицензиатов, соискателей лицензии будут проводиться по правилам 294-ФЗ, с учетом особенностей их проведения установленных Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Формирование плана проверок на 2022 год будет проводиться только по новому Федеральному закону № 248-ФЗ и может осуществляться со дня вступления в силу положения о виде контроля. То есть если не будет принято новое положение к моменту формирования планов, такой план создавать будет нельзя.
Федеральные органы перешли на работу по новому закону, информация вносится в новую систему ЕРКНМ, согласование мероприятий по контролю органами прокуратуры также осуществляется через новую систему.
Региональные и муниципальные органы контроля в настоящее время ведется работа по принятию положений о видах контроля, многие органы подготовили проекты положений, которые находятся на согласовании, планируется, что до 01.10.2021 новые положения будут приняты.
В настоящее время региональные и муниципальные органы проводят проверки в соответствии с 294-ФЗ, информацию о которых заносят в ФГИС «Единый реестр проверок».
(подготовлено старшим прокурором отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Пермяковой Ольгой Сергеевной)
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в России
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
С 01.07.2021 практически любой визит контролера возможен только с согласия прокурора.
Федеральный закон № 248-ФЗ распространяет свое действие на все категории проверяемых лиц: ЮЛ ИП, органы публичной власти и граждане.
Теперь прокуратура будет согласовывать все плановые и внеплановые мероприятия в отношении граждан – владельцев производственных объектов.
Расширяется сфера применения риск-ориентированного подхода к контрольным мероприятиям. Теперь этот подход будет использоваться повсеместно, единственное исключение для муниципального контроля, если отсутствие риск-ориентированного подхода будет установлено положением о муниципальном контроле, но тогда все без исключения внеплановые мероприятия будут согласовываться с органами прокуратуры, а плановые проверки проводиться не будут.
Федеральный закон № 248-ФЗ существенно расширяет арсенал видов контрольно-надзорных мероприятий, проводимых во взаимодействии с подконтрольными субъектами.
В дополнении к обычным проверкам и контрольным закупкам устанавливается мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд.
Новый закон подробно определяет набор возможных контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент, инструментальное обследование и др. О ходе проведения каждого действия составляется протокол.
С 01.07.2021 любой визит к проверяемому лицу может проводится только после согласования с органами прокуратуры и регистрации мероприятия в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, новой информационной системы оператором которого является Генеральная прокуратура РФ.
Новая система в отличие от «Единого реестра проверок» это не только хранилище данных, но и рабочий инструмент взаимодействия прокурора с контролером. Органы прокуратуры реализуют новые полномочия по защите бизнеса от необоснованного давления контролеров именно с помощью этого инструмента, путем согласования плановых и внеплановых мероприятий через ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».
Нововведение касается процедуры согласования плановых мероприятий, по новому закону прокуратура теперь не будет формировать сводный план проверок. Каждый контрольно-надзорный орган будет размещать проект плана в ЕРКНМ до 1 октября, надзирающий прокурор будет его рассматривать в ЕРКНМ и принимать одно из трех возможных решений: согласовать, согласовать с замечаниями или отклонить. Завершение этой процедуры станет утверждение плана в ЕРКНМ ответственным должностным лицом контролирующего органа и размещение его на своем официальном сайте.
Опубликование планов на сайте органов прокуратуры по 248-ФЗ не требуется.
Об организованных мероприятиях по контролю можно посмотреть в открытой части ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий на сайте proverki.gov.ru. Кроме того, решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия должно содержать QR-код со ссылкой на соответствующее мероприятие по контролю в ЕРКНМ, соответственно контролируемые лица могут при получении копии решения в онлайн-режиме посмотреть информацию о контрольном мероприятий, в том числе информацию о согласовании с органами прокуратуры. Сведения о составленных по результатам мероприятий по контролю документам также вносятся в ЕРКНМ. Кроме того, в ближайшее время будет проведена интеграция системы с порталом государственных услуг, информацию о мероприятиях по контролю проверяемые лица смогут увидеть через личный кабинет на портале госуслуг.
Нововведение касается профилактики нарушений обязательных требований. В силу прямого указания закона проведение профилактических мероприятий является приоритетом по отношению к проведению контрольных мероприятий. Реализацию данного принципа призваны обеспечить 7 новых профилактических мероприятий (ст. 45 Федерального закона № 248-ФЗ): консультирование, профилактический визит, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; самообследование и профилактический визит.
При этом информация по двум видам мероприятий: профилактические визиты и предостережения должны также быть внесены в систему ЕРКНМ.
Федеральный закон № 248-ФЗ не отменяет 294-ФЗ. Прежнее правовое регулирование остается еще на 3.5 года, т.е. до 01.01.2025 для целого ряда видов контроля (контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций и некоторых других), соответственно сохраняется действие всех подзаконных правовых актов, изданных в целях исполнения 294-ФЗ, продолжает функционирование ФГИС «Единый реестр проверок» и формирование ежегодных сводных планов тоже продолжится для некоторых видов контроля.
Кроме того, мероприятия по контролю по старым правилам (в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ) могут проводиться при осуществлении регионального контроля (надзора) и муниципального контроля до дня вступления в силу новых положений о видах контроля, предусмотренных 248-ФЗ, но не позднее 31.12.2021. Региональные органы и органы местного самоуправления вносят информацию о проверках в ФГИС «Единый Реестр проверок», до вступления в силу положения о виде контроля, принятого во исполнение 248го Федерального закона. Со дня вступления в силу положения о виде контроля, но не позднее 01.01.2022 информация о мероприятиях по контролю вносится в ЕРКНМ.
Также лицензионный контроль по 20 видам деятельности будет проводиться по правилам 248-ФЗ только с 01 марта 2022 года, до этой даты проверки лицензиатов, соискателей лицензии будут проводиться по правилам 294-ФЗ, с учетом особенностей их проведения установленных Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Формирование плана проверок на 2022 год будет проводиться только по новому Федеральному закону № 248-ФЗ и может осуществляться со дня вступления в силу положения о виде контроля. То есть если не будет принято новое положение к моменту формирования планов, такой план создавать будет нельзя.
Федеральные органы перешли на работу по новому закону, информация вносится в новую систему ЕРКНМ, согласование мероприятий по контролю органами прокуратуры также осуществляется через новую систему.
Региональные и муниципальные органы контроля в настоящее время ведется работа по принятию положений о видах контроля, многие органы подготовили проекты положений, которые находятся на согласовании, планируется, что до 01.10.2021 новые положения будут приняты.
В настоящее время региональные и муниципальные органы проводят проверки в соответствии с 294-ФЗ, информацию о которых заносят в ФГИС «Единый реестр проверок».
(подготовлено старшим прокурором отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Пермяковой Ольгой Сергеевной)
Все права защищены