Прокурор разъясняет

  • 28 декабря 2023, 17:06
Право гражданина на устное обращение и порядок подачи и разрешения коллективных обращений
  Текст

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы рассмотрения обращений граждан, в том числе устных, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, контролирующих органах, является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона обращение гражданина может иметь письменную форму, форму электронного документа либо быть устным.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона устное обращение подается в ходе личного приема. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.  

Порядок подачи и приема коллективных обращений закреплен в
ст. 8 Закона.

Обращение направляется непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение в обязательном порядке регистрируется в течение 3 дней с момента поступления в орган.

Если обращение направлено в орган или лицу, в чью компетенцию не входит решение поставленного вопроса, либо решение вопроса относится к компетенции нескольких органов, оно направляется в течение 7 дней в соответствующий орган с уведомлением заявителей.

Если решение вопроса относится к компетенции того органа, чьи действия непосредственно обжалуются, заявление возвращается заявителям с разъяснением судебного порядка обжалования действий.

Обращение может быть подано в письменной форме, в том числе в ходе личного приема или дистанционно в форме электронного документа, в том числе с использованием личного кабинета на Едином портале.  

Обращение подлежит обязательному рассмотрению, в том числе с выездом на место в случае необходимости.  

Срок рассмотрения заявления по общему правилу составляет 30 дней со дня регистрации (обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции - 20 дней), который может быть продлен в исключительных случаях на срок не более 30 дней, с обязательным уведомлением заявителей.

 Письменный ответ на коллективное обращение граждан направляется лицу, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя коллектива граждан, подписавших обращение.

Если получатель ответа в коллективном обращении не определен, то ответ направляется первому гражданину в списке обратившихся (подписавшихся), указавшему свой адрес, с предложением довести его содержание до сведения остальных авторов.

В случае если просьба о направлении ответа выражена всеми либо несколькими гражданами, подписавшими коллективное обращение, копия ответа направляется каждому из них по указанным ими адресам.

 (материал подготовлен помощником прокурора Чернушинского района Васькиной Е.В.)