Прокурор разъясняет - Прокуратура Псковской области
Прокурор разъясняет
- 20 января 2010, 13:13
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему государства. Уклонение от уплаты налогов является преступлением, причиняющим вред финансовым интересам государства, нарушающим функционирование его налоговой системы (ст.198 УК РФ).
Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы физических лиц.
Субъектом данного преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее возраста 16 лет и обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы).
Организации (юридические лица) уплачивают налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на операции с ценными бумагами и др.
К организациям, о которых говорится в ст.199 УК РФ, относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ.
К субъекту рассматриваемого преступления относятся руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в документы первичного бухгалтерского учета документы заведомо незаконные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения, могут нести ответственность лишь как соучастники данного преступления (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 №64).
Статья 199.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента.
Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и физические лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Как указано в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 №64 такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (статья 161 НК РФ), на доходы физических лиц (статья 226 НК РФ), на прибыль (статья 286 НК РФ).
Субъектом данного преступления являются лица, исполняющие обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию или перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Им могут быть индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Если налоговым агентом является организация, то обязанности налогового агента выполняют руководитель организации, главный (старший) бухгалтер, иные работники организации, специально уполномоченные на исчисление, удержание и перечисление налогов.
Федеральным законом от 29.12.2009 №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации» (далее Закон) внесены значительные изменения в примечания к ст.ст.198, 199 УК РФ, касающиеся определения крупного размера суммы налогов и (или) сборов, случаев освобождения от уголовной ответственности либо прекращения уголовного преследования по уголовным делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах, а также в ст.ст.90, 108 УПК РФ.
Данные изменения вступили в законную силу с 01 января 2010 года.
Так, в соответствии со ст.2 вышеуказанного Закона в примечании к статье 198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей (до 01.01.2010 - более ста тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей (до 01.01.2010 - триста тысяч рублей), а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей (до 01.01.2010 - более пятисот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей (до 01.01.2010 - один миллион пятьсот тысяч рублей) - п.1 Примечания.
П.2 Примечания к статье 198 УК РФ введено новшество. Если лицо впервые совершает преступление, предусмотренное настоящей статьей, то оно освобождается от уголовной ответственности, если полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Претерпело изменение и Примечание к статье 199 УК РФ.
С 01.01.2010 года крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей (ранее - более пятисот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей (ранее - один миллион пятьсот тысяч рублей), а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей (ранее - более двух миллионов пятисот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей (ранее - семь миллионов пятьсот тысяч рублей) - п.1 Примечания.
В том случае, если лицо впервые совершило преступление, предусмотренное ст.199, 199.1 УК РФ, то оно освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации - п.2 Примечания.
Ст.3 данного Закона введена в действие новая статья УПК РФ, предусматривающая прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах
Так, в соответствии с ч.1 ст.28.1 УПК РФ уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 - 199.1 УК РФ, прекращается по основаниям, предусмотренным ст.24 и 27 УПК РФ, а также в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.
В целях настоящей статьи под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме следующих сумм: недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу; соответствующих пеней; штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с ч.1 ст.28.1 УПК РФ и право возражать против прекращения уголовного преследования (ч.2 настоящей статьи).
Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ч.1 ст.28.1 УПК РФ, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч.3 настоящей статьи).
Ст.90 УПК РФ «Преюдиция» также изложена в новой редакции:
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле.
Защищены и конституционные права подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 198 - 199.2 УК РФ при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с частью 1.1 ст.108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении вышеуказанных лиц при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 4 ч.1 ст.108 УПК РФ, а именно:
подозреваемый (обвиняемый) не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
В соответствии с ч.4 ст.213 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198 - 199.1 УК РФ, следователь обязан направить копию постановления о прекращении уголовного дела в налоговый орган, направивший в соответствии с п. 3 ст.32 НК РФ материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Следует отметить, что согласно ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших данное деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Обратную силу имеет любой уголовный закон, каким-либо образом смягчающий ответственность на любой стадии развития уголовно-правового отношения.
Соответственно с 01.01.2010 года подлежат пересмотру все уголовные дела, находящиеся в производстве следственных органов, на предмет их соответствия требованиям Федерального Закона.
Прокуратура Псковской области
20 января 2010, 13:13
Внесены изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему государства. Уклонение от уплаты налогов является преступлением, причиняющим вред финансовым интересам государства, нарушающим функционирование его налоговой системы (ст.198 УК РФ).
Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы физических лиц.
Субъектом данного преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее возраста 16 лет и обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы).
Организации (юридические лица) уплачивают налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на операции с ценными бумагами и др.
К организациям, о которых говорится в ст.199 УК РФ, относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ.
К субъекту рассматриваемого преступления относятся руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в документы первичного бухгалтерского учета документы заведомо незаконные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения, могут нести ответственность лишь как соучастники данного преступления (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 №64).
Статья 199.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента.
Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и физические лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Как указано в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 №64 такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (статья 161 НК РФ), на доходы физических лиц (статья 226 НК РФ), на прибыль (статья 286 НК РФ).
Субъектом данного преступления являются лица, исполняющие обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию или перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Им могут быть индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Если налоговым агентом является организация, то обязанности налогового агента выполняют руководитель организации, главный (старший) бухгалтер, иные работники организации, специально уполномоченные на исчисление, удержание и перечисление налогов.
Федеральным законом от 29.12.2009 №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации» (далее Закон) внесены значительные изменения в примечания к ст.ст.198, 199 УК РФ, касающиеся определения крупного размера суммы налогов и (или) сборов, случаев освобождения от уголовной ответственности либо прекращения уголовного преследования по уголовным делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах, а также в ст.ст.90, 108 УПК РФ.
Данные изменения вступили в законную силу с 01 января 2010 года.
Так, в соответствии со ст.2 вышеуказанного Закона в примечании к статье 198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей (до 01.01.2010 - более ста тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей (до 01.01.2010 - триста тысяч рублей), а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей (до 01.01.2010 - более пятисот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей (до 01.01.2010 - один миллион пятьсот тысяч рублей) - п.1 Примечания.
П.2 Примечания к статье 198 УК РФ введено новшество. Если лицо впервые совершает преступление, предусмотренное настоящей статьей, то оно освобождается от уголовной ответственности, если полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Претерпело изменение и Примечание к статье 199 УК РФ.
С 01.01.2010 года крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей (ранее - более пятисот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей (ранее - один миллион пятьсот тысяч рублей), а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей (ранее - более двух миллионов пятисот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей (ранее - семь миллионов пятьсот тысяч рублей) - п.1 Примечания.
В том случае, если лицо впервые совершило преступление, предусмотренное ст.199, 199.1 УК РФ, то оно освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации - п.2 Примечания.
Ст.3 данного Закона введена в действие новая статья УПК РФ, предусматривающая прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах
Так, в соответствии с ч.1 ст.28.1 УПК РФ уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 - 199.1 УК РФ, прекращается по основаниям, предусмотренным ст.24 и 27 УПК РФ, а также в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.
В целях настоящей статьи под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме следующих сумм: недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу; соответствующих пеней; штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с ч.1 ст.28.1 УПК РФ и право возражать против прекращения уголовного преследования (ч.2 настоящей статьи).
Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ч.1 ст.28.1 УПК РФ, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч.3 настоящей статьи).
Ст.90 УПК РФ «Преюдиция» также изложена в новой редакции:
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле.
Защищены и конституционные права подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 198 - 199.2 УК РФ при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с частью 1.1 ст.108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении вышеуказанных лиц при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 4 ч.1 ст.108 УПК РФ, а именно:
подозреваемый (обвиняемый) не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
В соответствии с ч.4 ст.213 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198 - 199.1 УК РФ, следователь обязан направить копию постановления о прекращении уголовного дела в налоговый орган, направивший в соответствии с п. 3 ст.32 НК РФ материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Следует отметить, что согласно ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших данное деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Обратную силу имеет любой уголовный закон, каким-либо образом смягчающий ответственность на любой стадии развития уголовно-правового отношения.
Соответственно с 01.01.2010 года подлежат пересмотру все уголовные дела, находящиеся в производстве следственных органов, на предмет их соответствия требованиям Федерального Закона.
Все права защищены