Прокурор разъясняет

  • 28 июня 2024, 11:58
Осторожно, телефонное мошенничество!
  Текст

Среди угроз информационной безопасности, направленных на обычных пользователей сетей связи, абсолютным лидером является телефонное мошенничество - 67 процентов граждан становились объектами этого вида незаконной деятельности. Более 30 процентов граждан сталкивались с мошенническими электронными письмами, фейковыми новостями и незаконным использованием персональных данных.

Действия телефонных мошенников квалифицируются по статье 159 УК РФ как мошенничество, т.е. умышленные действия, направленные на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Телефонное мошенничество, это когда задачей мошенника является узнать у вас номера, коды и другие реквизиты вашей карты или счета посредством телефонного звонка.

Вам звонят или присылают СМС-сообщение с предложением под разными предлогами сообщить номер, PIN-код, CVV-код и другие реквизиты Вашей банковской карты. Это может быть сообщение о блокировке Вашей карты или Вашего номера телефона, об окончании действия договора с сотовых оператором, о необходимости экстренного платежа вашему родственнику или другу, попавшему в затруднительное положение. Данные о реквизитах вашей банковской карты позволят мошеннику произвести с нее списания денежных средств.

Чтобы не потерять свои деньги, не передавайте информацию о Вашей банковской карте другим лицам, даже сотрудникам банка, и не перезванивайте по телефонам, указанным в СМС-сообщениях, не переходите по ссылкам.

Следует учитывать, что талантливые мошенники владеют даром убеждения и в совершенстве используют приемы психологического манипулирования. Путем введения человека в паническое состояние они провоцируют вас обеспечить срочность совершения платежа.

В связи с этим старайтесь не паниковать, не вовлекаться в игру мошенников, постарайтесь закончить разговор в тот момент, когда только возникает подозрение, что вами пытаются манипулировать. Обязательно сами перезвоните в банк, чтобы рассеять все сомнения. Если беспокоитесь за детей или других родственников, звоните на их телефоны, а не на те, что указаны в СМС-сообщении или названы в телефонном разговоре.

Рассеянность или беспечность с мобильным устройством может также  обернуться мошенническим вторжением. Если вы потеряли телефон, к которому был подключен мобильный банк, или сменили номер и не оповестили банк об этом факте, то человек, которому достанется ваш номер или телефон, будет получать от банка информацию о состоянии вашего счета, включая одноразовые пароли для входа в интернет-банк. Обладая мобильным телефоном, который банк использует в качестве контактного, мошенник может в течение двух минут заменить неизвестный ему пароль на новый и опустошить ваш счет.

Оставляйте без ответа все грозные СМС- или email-сообщение от банка, от Банка России, от МВД России, от сотовых операторов и других ведомств, не вступайте с ними в переписку, не переходите по ссылкам.

В любом случае мошенники постараются либо получить от Вас персональную и контрольную информацию, либо побудить к некоторому действию с вашим счетом. Помните, что службе безопасности банка не нужны ни Ваш PIN-код, ни Ваши персональные данные, ни пароли для входа в Ваш интернет-банк, ни тем более разовые подтверждения по СМС-сообщениям.

Регулярно обновляйте программное обеспечение на своем компьютере и смартфоне, используйте антивирусы и проверяйте безопасность соединения с сайтом в Интернете.

Будьте бдительными!