Информационные письма и обзоры практик

  • 10 января 2020, 14:02
Интервью прокурора области Сергея Бессчасного корреспонденту «Губернской газеты» Чинарову С.В. опубликованное 24.07.08 под заголовком «Не по команде сверху».
  Текст

«Коррупция. Что это такое? Мы часто говорим об этом явлении. И нам кажется, отчетливо понимаем при этом, о чем идет речь. Но попробуйте облечь понятие в слова, и окажется – это не так-то просто сделать. Вот взяточничество – это коррупция? Так неужели рядовой автолюбитель, предлагающий взятку сотруднику ГАИ, – коррупционер? Или волокита – что это? А вы сами, дорогой читатель, положа руку на сердце, – всегда ли готовы работать с максимальной быстротой и оперативностью?Ожидается, что Государственная дума примет новый закон «О противодействии коррупции» в самом начале предстоящей осенней сессии. И он станет лишь составной частью большого антикоррупционного пакета законов, который рассмотрят федеральные депутаты. Не сидят без дела и областные законодатели. Наконец-то прошел второе чтение областной законопроект о противодействии коррупции. Впрочем, вполне возможно, что уже осенью он вступит в противоречие с вышеупомянутым федеральным актом и его тут же придется принимать заново. Но об этом разговоры впереди, а сегодня я беседую с прокурором Сахалинской области Сергеем Бессчасным.– Вообще, вопрос коррупции очень сложный. И в его решении должны принять участие все заинтересованные стороны. Конечно же, в силу своих полномочий в первую очередь этим необходимо заниматься правоохранительным органам, и вообще государственной власти. Но при этом очень важно участие разного рода общественных структур: союзов, ассоциаций, организаций. Ведь их члены, например члены союзов предпринимателей, чаще всего сталкиваются с коррупционными проявлениями. Ну и, естественно, конкретные граждане, волей судьбы втянутые в орбиту коррупционных отношений, не должны оставаться безвольными жертвами, им надо занимать более активную гражданскую позицию.– Считается, что болезнь легче предупредить, чем лечить.– Если говорить о профилактике преступлений коррупционной направленности, то начинать надо с нормативно-правовой базы. И не зря президент нашей страны на последнем заседании с участием представителей законодательных собраний субъектов Федерации говорил о необходимости нормативного регулирования и принятия значительного пакета нормативных документов как на федеративном, так и на региональном уровнях.– Что конкретно нуждается в правовом регулировании?– Во-первых, необходимо упорядочить ряд проблемных вопросов прохождения государственной и муниципальной службы. Требуется более четко отслеживать процедуру перехода служащего в бизнес или бизнесмена в официальные структуры. Коммерсант, переходя на государственную службу, должен передать имущество в доверительное управление. Такая норма есть. Но вот процедура и порядок этой передачи не прописаны. Это порождает беспокойство чиновника за судьбу переданного в управление имущества. И так или иначе он входит в конфликт между своими и государственными интересами. Причем понятно, что свои интересы при этом ближе. Но эта проблема может и должна быть решена на уровне нормативно-правового обеспечения.Далее необходимо определить уровень компетенции субъектов Федерации, муниципалитетов: кто чем должен заниматься. Безусловно, велика доля ответственности и Федерации, которая заявила о необходимости принятия рамочного закона о борьбе с коррупцией. Очень большая роль принадлежит созданию понятийного аппарата. Все говорят о коррупции, но никто не может объяснить – что же это такое с юридической точки зрения. Такого понятия в отечественном праве попросту нет. А ведь оно сыграет очень важную роль в уголовно-правовой оценке действий лиц, которые совершают преступления коррупционной направленности и коррупционные правонарушения.– И в самом деле, что такое коррупция? Самостоятельное преступление? Отягчающее обстоятельство? Группа преступлений или их организация?– Пока что под преступлениями коррупционной направленности подразумевается целый ряд уголовно наказуемых деяний.– Как правило, это группа должностных преступлений?– Совершенно верно. Но если бы в уголовно-правовом аспекте рассматривалась тема квалификации действий преступника однозначно как коррупционных, это было бы правильнее.Кроме того, программная борьба с коррупцией должна иметь, помимо правовой, и материальную базу. Все мы прекрасно понимаем, что только одними словами проблемы не решаются. Так что и Федерация, и регионы в конце концов подойдут к обязательному формированию и принятию антикоррупционных программ, обеспеченных соответствующими финансовыми ресурсами. Вот в рамках областного закона, что уже прошел второе чтение, мы подразумеваем, что совместно с областными органами государственной власти мы сможем принять областную программу, насытить ее практическими мероприятиями, в первую очередь – профилактическими. Нельзя при этом забывать о молодежи, даже о школьниках, уже вступающих в гражданские правоотношения. Надо создавать элемент нетерпимости к коррупционным проявлениям, чтобы у ребят, вступающих в полноценную взрослую жизнь, вырабатывалась активная гражданская позиция. И это должно найти свое отражение в программе борьбы с коррупцией– Конечно, профилактика среди молодежи даст свои плоды. Правда, хоть и в недалеком, но будущем. А что делать сегодня?– Сегодня усиливается роль прокуратуры. Ее задача – увеличение количества выявляемых преступлений, организация надлежащего надзора за выполнением федерального закона об оперативно-разыскной деятельности. Мы и сейчас уже ведем себя достаточно активно. Я хочу напомнить, что принятие областного закона о коррупции инициировала прокуратура еще в 2006 году, а вовсе не по команде, поступившей после заявлений Дмитрия Медведева. И все это время мы планомерно продвигались к реализации этой идеи. Конечно, этот закон несовершенен. Но ведь с чего-то надо начинать. Он будет приводиться в соответствие с требованиями дня и с новациями федерального законодательства. Но, согласитесь, иметь не очень совершенный инструмент все же лучше, чем не иметь вообще никакого. И, самое главное, фактом принятия этого закона областные органы государственной власти и весь правоохранительный блок дают понять, что существует проблема, которую можно возвести в ранг закона, проблема, которой власть должна и будет заниматься.– Должна и будет… А что сегодня?– Итоги, которые мы подводим за полугодие, говорят о том, что весь правоохранительный блок в выявлении преступлений коррупционной направленности движется вперед. В первом полугодии возбуждено 81 такое дело. За аналогичный период прошлого года их было 57. А в начале июля еще три дела возбудили по фактам получения взяток должностными лицами.– Сергей Алексеевич, такой коварный вопрос. Вы говорили, что все-таки полномасштабная борьба с коррупцией возможна лишь тогда, когда против этого зла поднимутся все заинтересованные лица. Но вот такой распространенный пример, какими полна, во всяком случае наша, редакционная почта. Предприниматель обжалует действия контролирующего органа… и вместо прежнего штрафа получает пятикратно больший. Выходит, ему просто выгоднее не жаловаться, откупиться взяткой. Какое уж тут правосознание.– Давайте все-таки говорить о мере взаимной ответственности. Ведь с предпринимателя тот, второй штраф взимают по закону, имея на это основания. Незаконный штраф он легко сможет оспорить в суде, не обращаясь для этого в газету. Но в суд он не идет – значит, нормы права все-таки нарушил. А ведь, требуя от чиновника честности и порядочности, строгого соблюдения законности, гражданин не должен забывать и о такой же требовательности к себе. Легко говорить о том, что все вокруг плохие и нарушают закон. Но бизнесмен и сам тоже обязан работать в строгом соответствии с законодательством. Ведь в случае взяточничества, к примеру, закон нарушают двое – и тот, кто берет, и тот, кто дает. Часто распространяются совершенно мифические заявления о якобы прессинге правоохранительных органов в отношении непокорных бизнесменов. Но прокуратура не располагает ни данными о таком прессинге, ни заявлениями от «преследуемых» бизнесменов. Да, встречаются заявления, оспаривающие законность процессуальных действий сотрудников право-охранительных органов. Но это обычная процедура споров, не выступающая за какие-то чрезвычайные рамки».Публикация в  газете «Губернские ведомости» за 24.07.08. Автор Чинаров С.В.