Прокурор разъясняет - Прокуратура Свердловской области
Прокурор разъясняет
- 5 марта 2015, 13:24
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений п.1 ст. 6, п.2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «АГОРА», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной» проверил нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в части проверок некоммерческих организаций (далее НКО) на предмет соблюдения ими законов.
Так, положения обязывают исполнять требования прокурора в срок. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения.
Конституционный суд Российской Федерации счел, что в определенном значении данные положения являются конституционными. Они таковы в той мере, в какой закрепляют полномочие прокурора требовать при проведении упомянутых проверок представления руководителями и другими должностными лицами НКО необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Конституционный суд Российской Федерации пояснил, что эти нормы обеспечивают выполнение прокуратурой возложенной на нее функции.
Также нормы конституционны в той мере, в какой предполагают на практике следующее. Прокуратура проверяет исполнение законов НКО в пределах предмета конкретной проверки. Такой предмет проверки обусловлен наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности НКО и ее должностных лиц. Причем их нельзяподтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с госорганом, осуществляющим надзор за деятельностью НКО. Мотивированное решение должно доводиться до сведения проверяемой НКО, по крайней мере, в момент начала проверки.
Прокурор может запрашивать у проверяемой НКО документы и материалы, непосредственно обусловленные целями и предметом конкретной проверки.
Однако имеются в виду документы и материалы, которые нельзя получить у других госорганов или из открытых источников (и которые ранее не передавались прокуратуре при проверке этой же НКО). Причем НКО не обязана представлять документы, которые она не должна иметь по законодательству, а также формировать материалы, не имеющиеся на момент предъявления прокурором требования.
Прокуратура не вправе повторно проводить проверку НКО по тем же фактам предполагаемых нарушений, которые уже оценивались ранее. Исключение - проверка устранения нарушений, которая производится в разумный срок после их выявления.
Привлекать к проверке представителей (сотрудников) других госорганов прокуратура может лишь для осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций.
По итогам проверки прокуратура обязана утвердить акт, отражающий наличие или отсутствие нарушений (по поводу которых проводилась проверка), и довести его до сведения НКО.
НКО вправе обратиться в суд, чтобы проверить законность подобных мероприятий. Бремя доказывания правомерности проверки в таком случае лежит на прокуроре.
В тоже время в ином аспекте нормы неконституционны.
Они признаны таковыми в той мере, в какой не закрепляют общие (предельные) сроки проверок НКО. Также нормы, обязывая безусловно исполнять требования прокурора в срок (нарушение которого влечет административную ответственность), не регламентируют конкретное время для этого. Законодатель должен принять необходимые поправки в части сроков. До этого разумность подобных сроков суд должен оценивать с учетом того, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.
При этом ориентирующее значение при решении вопросов, связанных в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки исполнения законов некоммерческой организацией, должен иметь Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Прокуратура Ачитского района
Прокуратура Свердловской области
5 марта 2015, 13:24
Конституционный суд Российской Федерации проверил нормы Закона о прокуратуре в части проверок некоммерческих организаций на предмет соблюдения ими законов
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений п.1 ст. 6, п.2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «АГОРА», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной» проверил нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в части проверок некоммерческих организаций (далее НКО) на предмет соблюдения ими законов.
Так, положения обязывают исполнять требования прокурора в срок. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения.
Конституционный суд Российской Федерации счел, что в определенном значении данные положения являются конституционными. Они таковы в той мере, в какой закрепляют полномочие прокурора требовать при проведении упомянутых проверок представления руководителями и другими должностными лицами НКО необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Конституционный суд Российской Федерации пояснил, что эти нормы обеспечивают выполнение прокуратурой возложенной на нее функции.
Также нормы конституционны в той мере, в какой предполагают на практике следующее. Прокуратура проверяет исполнение законов НКО в пределах предмета конкретной проверки. Такой предмет проверки обусловлен наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности НКО и ее должностных лиц. Причем их нельзяподтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с госорганом, осуществляющим надзор за деятельностью НКО. Мотивированное решение должно доводиться до сведения проверяемой НКО, по крайней мере, в момент начала проверки.
Прокурор может запрашивать у проверяемой НКО документы и материалы, непосредственно обусловленные целями и предметом конкретной проверки.
Однако имеются в виду документы и материалы, которые нельзя получить у других госорганов или из открытых источников (и которые ранее не передавались прокуратуре при проверке этой же НКО). Причем НКО не обязана представлять документы, которые она не должна иметь по законодательству, а также формировать материалы, не имеющиеся на момент предъявления прокурором требования.
Прокуратура не вправе повторно проводить проверку НКО по тем же фактам предполагаемых нарушений, которые уже оценивались ранее. Исключение - проверка устранения нарушений, которая производится в разумный срок после их выявления.
Привлекать к проверке представителей (сотрудников) других госорганов прокуратура может лишь для осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций.
По итогам проверки прокуратура обязана утвердить акт, отражающий наличие или отсутствие нарушений (по поводу которых проводилась проверка), и довести его до сведения НКО.
НКО вправе обратиться в суд, чтобы проверить законность подобных мероприятий. Бремя доказывания правомерности проверки в таком случае лежит на прокуроре.
В тоже время в ином аспекте нормы неконституционны.
Они признаны таковыми в той мере, в какой не закрепляют общие (предельные) сроки проверок НКО. Также нормы, обязывая безусловно исполнять требования прокурора в срок (нарушение которого влечет административную ответственность), не регламентируют конкретное время для этого. Законодатель должен принять необходимые поправки в части сроков. До этого разумность подобных сроков суд должен оценивать с учетом того, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.
При этом ориентирующее значение при решении вопросов, связанных в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки исполнения законов некоммерческой организацией, должен иметь Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Прокуратура Ачитского района
Все права защищены