Прокурор разъясняет

  • 14 июля 2015, 13:31
О новых требованиях при оспаривании нормативных правовых актов в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
  Текст

С 15 сентября 2015 года порядок оспаривания в судебном порядке нормативных правовых актов будет регулироваться Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Суды, рассматривающие дела данной категории, определены в ст.ст. 19-21 КАС РФ.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов высших должностных лиц Российской Федерации.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области, представительных органов муниципальных образований рассматривает в качестве суда первой инстанции Свердловский областной суд.

К подсудности районных и городских судов отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов иных, не являющихся представительными, органов власти муниципальных образований.

При этом, требования о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном КАС РФ, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 208 КАС РФ).

С требованием о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правом на оспаривание нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части наделен прокурор, действующий в пределах своей компетенции. При этом, прокурор обязан указать в административном исковом заявлении, какие права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых он обратился в суд, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.

Обращение в суд об оспаривании нормативного правового акта именуется административным исковым заявлением, подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

В соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ административный истец в лице гражданина, либо органа, организации или должностного лица, не обладающих государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. В ином случае административный истец представляет в суд с административным исковым заявлением копии заявления и документов, которые отсутствуют у иных лиц, участвующих в деле, в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также копии для прокурора.

Согласно ч. 2 ст. 125, ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены;

наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в ч. 3 ст. 209 КАС РФ;

требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В силу ч. 3 ст. 209 КАС РФ к административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются следующие документы:

уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также копии для прокурора;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело;

доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

подтверждающие сведения, о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

копия оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (часть вторая) при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей, для организаций – 4 500 рублей.

Кодекс административного судопроизводства РФ в ряде случаев предъявляет повышенные требования к лицу, обращающемуся в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.

В частности, при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, должны вести дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 КАС РФ.

Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

В районных и городских судах граждане реализуют право на обращение в суд и участие в судебном заседании самостоятельно.

По общему правилу, нормативный правовой акт может быть оспорен в судебном порядке  в течение всего срока его действия.

В случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие, судья отказывает в принятии административного искового заявления.

Если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения не вступили в силу, судья возвращает административное исковое заявление.

При этом, утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением или до рассмотрения административного дела по существу, а также до вступления решения в законную силу. Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть изложено в административном исковом заявлении. При этом, является обязательным указание причины обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и ее обоснование.

Общий срок рассмотрения судом административных дел об оспаривании нормативных правовых актов установлен ч. 1 ст. 213 КАС РФ и составляет не более двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а в Верховном Суде Российской Федерации не более трех месяцев со дня его подачи.

Административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе