Прокурор разъясняет - Прокуратура Свердловской области
Прокурор разъясняет
- 16 мая 2018, 16:12
Разъясняет заместитель прокурора Каменского района И.П. Ершова.
В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ст.46 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
На основании ч.3 ст.129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. На основании ч.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Согласно ч.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. В силу ч.2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с положениями ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель Лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Статьей 8 Земельного кодекса РФ установлены критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. В частности, в соответствии с пп.1 ч.1 ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами. Согласно п.1 ст.101 Земельного кодекса РФ к землям Лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Леса располагаются на землях Лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель Лесного фонда – лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации. Отнесение земельного участка к землям Лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
На территории Свердловской области проводятся мероприятия по регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, занятые лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций (сельские леса). Регистрация осуществляется по плану лесного участка с условным номером. Сведения о данных земельных участках, занятых сельскими лесами, внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастровых номеров. Границы земельных участков, занятых сельскими лесами, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (не отмежеваны). При возникновении спорных ситуаций установление границ земель Лесного фонда осуществляется по материалам лесоустройства и натурному обследованию.
Проведение процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Для сведения, прокуратурой Каменского района выявляются факты формирования органами местного самоуправления МО «Каменский городской округ» земельных участков, как имеющих категорию земель сельскохозяйственного назначения, фактически расположенных на землях лесного фонда РФ, и предоставления их в аренду. При этом, перевод неправомерно сформированных земельных участков из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не производился, в связи с чем указанные земельные участки относятся к землям лесного фонда и являются федеральной собственностью.
В 2018 г. по результатам проведенных прокуратурой района проверок в суд направлены исковые заявления о снятии с кадастрового учета как земель сельскохозяйственного назначения 5 сформированных Администрацией Каменского городского округа земельных участков, расположенных на землях лесного фонда, поскольку установленная органами местного самоуправления категория земельных участков и отнесение их к землям сельскохозяйственного назначения, при том, что право на эти участки, как земли лесного фонда, принадлежит Российской Федерации, не может явиться основанием для предоставления участков в аренду либо в собственность органами местного самоуправления. Иски находятся на рассмотрении в суде.
Прокуратура Свердловской области
16 мая 2018, 16:12
О землях Лесного фонда и их распоряжении
Разъясняет заместитель прокурора Каменского района И.П. Ершова.
В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ст.46 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
На основании ч.3 ст.129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. На основании ч.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Согласно ч.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. В силу ч.2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с положениями ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель Лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Статьей 8 Земельного кодекса РФ установлены критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. В частности, в соответствии с пп.1 ч.1 ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами. Согласно п.1 ст.101 Земельного кодекса РФ к землям Лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Леса располагаются на землях Лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель Лесного фонда – лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации. Отнесение земельного участка к землям Лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
На территории Свердловской области проводятся мероприятия по регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, занятые лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций (сельские леса). Регистрация осуществляется по плану лесного участка с условным номером. Сведения о данных земельных участках, занятых сельскими лесами, внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастровых номеров. Границы земельных участков, занятых сельскими лесами, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (не отмежеваны). При возникновении спорных ситуаций установление границ земель Лесного фонда осуществляется по материалам лесоустройства и натурному обследованию.
Проведение процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Для сведения, прокуратурой Каменского района выявляются факты формирования органами местного самоуправления МО «Каменский городской округ» земельных участков, как имеющих категорию земель сельскохозяйственного назначения, фактически расположенных на землях лесного фонда РФ, и предоставления их в аренду. При этом, перевод неправомерно сформированных земельных участков из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не производился, в связи с чем указанные земельные участки относятся к землям лесного фонда и являются федеральной собственностью.
В 2018 г. по результатам проведенных прокуратурой района проверок в суд направлены исковые заявления о снятии с кадастрового учета как земель сельскохозяйственного назначения 5 сформированных Администрацией Каменского городского округа земельных участков, расположенных на землях лесного фонда, поскольку установленная органами местного самоуправления категория земельных участков и отнесение их к землям сельскохозяйственного назначения, при том, что право на эти участки, как земли лесного фонда, принадлежит Российской Федерации, не может явиться основанием для предоставления участков в аренду либо в собственность органами местного самоуправления. Иски находятся на рассмотрении в суде.
Все права защищены