Прокурор разъясняет

  • 13 мая 2021, 17:46
Порядок получения инвалидности. Серовская городская прокуратура
  Текст

Разъясняет старший помощник Серовского городского прокурора Гребенкина А.Н.

 

Согласно федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гражданин приобретает статус инвалида только по заключению пройденной медико-социальной экспертизы. Проводить ее уполномочены специальные учреждения – бюро, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. Их специалисты во время экспертизы оценивают, насколько сильно повлияли заболевания, последствия травм и дефектов на состояние здоровья человека и работу его организма. Для этого члены комиссии анализируют:

- данные проведенных обследований;

- оказанную гражданину медицинскую помощь;

- результаты полученного им лечения и реабилитации;

- самостоятельность гражданина в быту;

- его способность жить в обществе, трудиться и обучаться;

- психологический портрет подэкспертного.

Если оснований достаточно, комиссия присваивает человеку соответствующую группу или статус «ребенок-инвалид».

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, на освидетельствование в бюро МСЭ человека направляют:

- больницы после диагностики, лечения и реабилитации;

- органы пенсионного обеспечения или соцзащиты – если документы гражданина, нуждающегося в социальной защите, свидетельствуют о нарушении функций его организма от заболевания, травмы или дефекта.

При этом направление по форме, утвержденной Минтруда РФ, а также документы готовит соответствующий орган или учреждение, от гражданина требуется только подписать согласие установленного образца. После этого вся имеющаяся документация в трехдневный срок направляется в бюро МСЭ.

Однако гражданин не лишен права подать заявление на освидетельствование и самостоятельно. Законодательство предоставляет такую возможность в следующих случаях:

- медицинская организация или уполномоченный орган отказались послать человека на освидетельствование, о чем выдали соответствующую справку;

- инвалид, или гражданин, пострадавший от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, радиационной или техногенной катастроф, ранения, увечья или заболевания, полученных на военной службе, умер, а его семье для получения соцподдержки необходимо определить причину смерти;

- заявителю необходимо получить дубликат справки об инвалидности либо об утрате профессиональной трудоспособности в процентном соотношении.

- в справку об инвалидности требуется внести изменения при смене гражданином фамилии, ими, отчества или даты рождения;

- в связи с наличием технических ошибок, либо изменениями физических данных взрослого или ребенка-инвалида исправлению подлежит его программа реабилитации/абилитации;

- для приобретения родителями или усыновителями ребенка-инвалида на средства полученного материнского капитала товаров и услуг социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов необходима новая программа реабилитации/абилитации.

Ход медико-социальной экспертизы фиксируют в протоколе, а ее результаты оформляют в виде акта установленной формы. При желании гражданин, проходивший освидетельствование, вправе ознакомиться с этими документами, а также подать заявление, и получить их заверенные копии. Если по итогам экспертизы принято решение об установлении инвалидности, в трехдневный срок выписку из акта направят в орган пенсионного обеспечения. Гражданин же в таком случае получает на руки:

- справку, подтверждающую присвоение группы или статуса «ребенок-инвалид»;

- индивидуальную программу реабилитации/абилитации.

Человек, которого не признали инвалидом, вправе получить справку о результатах МСЭ.

Итоги медико-социальной экспертизы гражданин вправе обжаловать в течение 1 месяца напрямую в вышестоящее учреждение либо через бюро, чье заключение он оспаривает.