Прокурор разъясняет - Прокуратура Свердловской области
Прокурор разъясняет
- 6 августа 2021, 11:29
Разъясняет прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Д.В. Жаровцев
Согласно положениям Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. З). Право избирать и право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления относятся к числу основных политических прав, признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ и международным правом, в том числе Всеобщей декларацией прав человека от 10.12.1948, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.10.1950.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), а также Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривают смешанную подведомственность дел по защите избирательных прав граждан Российской Федерации, по правилам которой у заинтересованного лица есть право выбора между административным и судебным порядком защиты избирательных прав, но в любой ситуации допускающую возможность обращения в суд. При этом действующее законодательство устанавливает приоритет судебной защиты избирательных прав, поскольку предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии (ч. 17 ст. 239 КАС РФ, п. 8 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Кроме того, в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение (п. 9 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организация). Если заявление предъявляется к должностному лицу, то оно подлежит подаче в суд по месту нахождения соответствующего органа, в котором должностное лицо исполняет свои обязанности, или по месту жительства административного истца (в случае подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих).
К исключительной подсудности относятся административные дела по административным исковым заявлениям о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования, которое подается в суд по месту нахождения комиссии (ч. 6 ст. 23 КАС РФ).
Главой 24 КАС РФ также предусмотрен ряд особенностей рассмотрения административных дел о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.
Так, статьей 239 КАС РФ определен круг вопросов, которые могут быть инициированы в суде, при этом истец должен обладать статусом участника избирательного процесса, а также представить доказательства нарушения его прав.
Положениями статьи 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав граждан Российской Федерации. При этом необходимо учитывать изменения, внесенные на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2020 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 19, п. 7 ч. I ст. 20, п. 7 ст. 21 и ч. 4 ст. 240 КАС РФ, а также п. 7 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» в связи с жалобами граждан АА. Брюхановой и ЕЛ. Русаковой», которым в части признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 4 статьи 240 КАС РФ.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации в настоящее время в случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии в иную избирательную комиссию в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Также необходимо учитывать выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 20.01.2021 № 2-П «По жалобе гражданки Л.В. Тухты», в соответствии с которыми часть 1 статьи 46 и часть 4 статьи 240 КАС РФ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, вместе с тем Конституционным Судом Российской Федерации указано на то, что административный истец не лишен права изменить (дополнить) основания административного иска до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу в суде первой инстанции административного дела об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты.
Административные дела о защите избирательных прав граждан Российской Федерации подлежат рассмотрению с участием прокурора (ч. 3 ст. 243 КАС РФ).
Кроме того, предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав граждан Российской Федерации. Так, например, если иное не предусмотрено КАС РФ, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно. В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд указанное административное исковое заявление, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до первого дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего первому дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий первому дню голосования, в дни голосования или в день, следующий за последним днем голосования, - немедленно.
При этом, в период избирательной кампании суд рассматривает указанные дела в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено (ч. 7 ст. 241 КАС РФ).
В случае несогласия с принятым судом первой инстанции судебным актом апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Вместе с тем, обжалование решений и определений по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, по делу о защите избирательных прав и права, о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещений для голосования — в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Прокуратура Свердловской области
6 августа 2021, 11:29
Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Аппарат прокуратуры области
Разъясняет прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Д.В. Жаровцев
Согласно положениям Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. З). Право избирать и право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления относятся к числу основных политических прав, признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ и международным правом, в том числе Всеобщей декларацией прав человека от 10.12.1948, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.10.1950.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), а также Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривают смешанную подведомственность дел по защите избирательных прав граждан Российской Федерации, по правилам которой у заинтересованного лица есть право выбора между административным и судебным порядком защиты избирательных прав, но в любой ситуации допускающую возможность обращения в суд. При этом действующее законодательство устанавливает приоритет судебной защиты избирательных прав, поскольку предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии (ч. 17 ст. 239 КАС РФ, п. 8 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Кроме того, в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение (п. 9 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организация). Если заявление предъявляется к должностному лицу, то оно подлежит подаче в суд по месту нахождения соответствующего органа, в котором должностное лицо исполняет свои обязанности, или по месту жительства административного истца (в случае подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих).
К исключительной подсудности относятся административные дела по административным исковым заявлениям о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования, которое подается в суд по месту нахождения комиссии (ч. 6 ст. 23 КАС РФ).
Главой 24 КАС РФ также предусмотрен ряд особенностей рассмотрения административных дел о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.
Так, статьей 239 КАС РФ определен круг вопросов, которые могут быть инициированы в суде, при этом истец должен обладать статусом участника избирательного процесса, а также представить доказательства нарушения его прав.
Положениями статьи 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав граждан Российской Федерации. При этом необходимо учитывать изменения, внесенные на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2020 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 19, п. 7 ч. I ст. 20, п. 7 ст. 21 и ч. 4 ст. 240 КАС РФ, а также п. 7 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» в связи с жалобами граждан АА. Брюхановой и ЕЛ. Русаковой», которым в части признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 4 статьи 240 КАС РФ.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации в настоящее время в случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии в иную избирательную комиссию в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Также необходимо учитывать выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 20.01.2021 № 2-П «По жалобе гражданки Л.В. Тухты», в соответствии с которыми часть 1 статьи 46 и часть 4 статьи 240 КАС РФ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, вместе с тем Конституционным Судом Российской Федерации указано на то, что административный истец не лишен права изменить (дополнить) основания административного иска до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу в суде первой инстанции административного дела об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты.
Административные дела о защите избирательных прав граждан Российской Федерации подлежат рассмотрению с участием прокурора (ч. 3 ст. 243 КАС РФ).
Кроме того, предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав граждан Российской Федерации. Так, например, если иное не предусмотрено КАС РФ, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно. В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд указанное административное исковое заявление, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до первого дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего первому дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий первому дню голосования, в дни голосования или в день, следующий за последним днем голосования, - немедленно.
При этом, в период избирательной кампании суд рассматривает указанные дела в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено (ч. 7 ст. 241 КАС РФ).
В случае несогласия с принятым судом первой инстанции судебным актом апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Вместе с тем, обжалование решений и определений по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, по делу о защите избирательных прав и права, о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещений для голосования — в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Все права защищены