Прокурор разъясняет

  • 25 августа 2022, 12:32
Тенденции законодательства и формы взаимодействия региональной прокуратуры и органов власти в сфере нормативного правового регулирования социальных прав граждан. Аппарат прокуратуры области
  Текст

Разъясняет старший помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления области  Масалова К.А.

В условиях российской действительности совершенствование нормативного правового регулирования в области защиты прав и свобод человека остается актуальной задачей и одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.

Правотворческая функция прокуратуры, закрепленная в статье 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), изначально ориентирована на совершенствование действующих нормативных правовых актов в целях развития тех или иных правоотношений в обществе и государстве.

Начиная с 2007 года, когда Генеральным прокурором России  был издан приказ от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», правотворческая функция прокуратуры приобрела конкретные виды и формы реализации, применение которых и до настоящего времени обеспечивает восполнение пробелов, оптимизацию правового регулирования, защиту прав и свобод граждан.

В статье 9 Закона о прокуратуре прокурор наделен правом на обращение как в законодательные органы, так и в иные органы, обладающие правом законодательной инициативы, с предложениями об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Вместе с тем, до декабря 2021 года право законодательной инициативы непосредственно для прокуроров субъектов РФ  было закреплено только на региональном уровне, а именно в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации. В Свердловской области такое право прокурору Свердловской области предоставлено статьей 63 Устава региона.

С 1 июня 2022 года вступили в силу положения статьи 10 главы 2  Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», принятого в развитие внесенных летом 2020 года изменений в  Конституцию России, которой право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации закреплено за прокурором субъекта Российской Федерации впервые и на федеральном уровне.

Включив прокурора в число лиц, обладающих правом законодательной инициативы, федеральный законодатель тем самым подчеркнул высокую значимость реализуемых на протяжении нескольких лет полномочий прокуроров регионов РФ, что свидетельствует о повышении правового статуса органов прокуратуры в целом и о законодательном закреплении правотворческой функции прокуратуры субъекта РФ.

Используя полномочия прокурора, предоставленные статьей 9 Закона о  прокуратуре,  при осуществлении надзорной деятельности  прокурор наделен правом выбора формы реагирования, определенных в Приказе № 144. Такой выбор зависит как от степени достаточности и полноты регламентации общественных отношений, так и от соответствия этого  регулирования нормативным документам, имеющим большую юридическую силу. 

При этом, в отличие от надзорной функции, когда прокурором выявляется незаконный правовой акт, у последнего отсутствует такое право и возникает только обязанность опротестовать противоречащий закону нормативный правовой акт (статья 23 Закона о прокуратуре).

Вместе с тем, нередко именно реализация правотворческой функции в форме мотивированных предложений или писем прокурора соответствующего уровня обеспечивает необходимую корректировку нормативных актов. Их подготовка незатруднительна, поскольку  не требует какого – либо согласования и (или) оформления в определенной  форме и порядке.

Напротив, подготовка проекта для целей реализации права законодательной инициативы, которое прокурор, наравне с иными субъектами права, обязан облекать в определенную технико-юридическими правилами форму, требует ответственного подхода и к разработке такого проекта нормативного правового акта, и к порядку его согласования (при необходимости) с уполномоченными органами региональной или муниципальной власти.

Прокуратурой Свердловской области в 2019-2022 г.г. в адрес органов государственной власти субъекта   внесено  более 60  предложений в порядке статьи 9 Закона о прокуратуре, которые ими поддержаны. Особого внимания заслуживают случаи, в результате которых не только учтены правовые и технико-юридические изменения актов федерального уровня, но и изменена практика исполнения полномочий субъекта РФ.

Так, после предложения прокуратуры в порядке статьи 9 Закона о прокуратуре в ноябре 2019 года обеспечено изменение действующего порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в части  определения срока действия для приказов Министерства социальной политики Свердловской области, принятых для организации исполнения переданных полномочий Российской Федерации  в социальной сфере, с учетом требований на федеральном уровне (до принятия нормативных регламентов соответствующим федеральным органом исполнительной власти).

Губернатором области по предложению прокурора введены в регионе компенсационные выплаты родителям (законным представителям) на питание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», частью 7 статьи 79 которого закрепляется право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение бесплатным двухразовым питанием за счет средств соответствующего бюджета.

Во исполнение федерального закона,  частью 2 пункта первого статьи 22 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» установлено  право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов,  в государственных образовательных организациях Свердловской области, муниципальных образовательных организациях, частных общеобразовательных организациях и обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области на бесплатное двухразовое питание (завтрак и обед) за счет средств областного бюджета.

Однако, в результате оценки полноты и достаточности  нормативного регулирования данного вопроса было установлено, что  финансирование расходов, связанных с обеспечением питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Свердловской области, осуществлялось исходя из фактического посещения  детьми образовательных  организаций.

Учитывая, что дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, обучающиеся на дому, не посещали образовательные организации по медицинским показаниям, соответственно, они не могли в полной мере пользоваться такой мерой социальной поддержки как бесплатное двухразовое питание, а компенсация расходов родителям (законным представителям) таких детей из областного бюджета не предусматривалась.

С учетом требований бюджетного законодательства формирование новых расходных обязательств осуществлено с 01 января 2020 года в рамках государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года».

При помощи правотворческой функции прокурором защищены права отдельных лиц, имеющих звание Ветеран труда Свердловской области, когда при смене места жительства социальная поддержка в форме денежных выплат была органами исполнительной  власти им прекращена в отсутствие такого основания в нормативных правовых актах региона. После предложения прокурора разработаны и внесены изменения в Закон Свердловской области  от 23.12.2010 № 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области», устранившие неясность правового  регулирования для правоприменителей.

По предложению прокурора в апреле 2021 года Министерством здравоохранения области скорректирована Типовая форма административного регламента предоставления гражданам государственной услуги «Прием заявок (запись) на вывоз врача на дом в медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (приказ от 10.02.2021 № 238-п).

Необходимость в корректировке возникла по причине отсутствия в регламенте  сроков, в течение которого сотрудник регистратуры должен был проверить заявку гражданина для оформления вызова на дом или отказе в его оформлении, а также уведомлении гражданина о принятом решении. Также потребовали уточнения положения, касающиеся вопросов оказания неотложной медицинской помощи на дому гражданину, проживающему на территории, обслуживаемой медицинской организацией, но не прикрепленному к такой организации, выявившиеся после применения указанного акта на практике.

После внесенной информации прокуратуры Правительством региона 03.03.2022 принято постановление «О внесении изменений в Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2000 № 1004-ПП», обеспечившее равный доступ к назначению выплаты для всех фактически проживающих на территории Свердловской области граждан. Ранее, в числе условий для назначения выплаты предусматривалось в Порядке, что «лицо является гражданином Российской Федерации, проживает совместно с ребенком на территории Свердловской области и не имеет места жительства на территории другого субъекта РФ, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах РФ», что не согласовывалось с правовой позицией Конституционного Суда РФ и судебной практикой.

Оценивая достигнутые в целом  результаты в сфере правотворческой деятельности можно отметить положительную тенденцию в развитии данного направления (института)  прокурорской  деятельности в современных условиях, которой одновременно обеспечивается и учет изменений федерального законодательства,  и  устранение возникающих в правоприменении проблем регулирования.