Интервью и выступления

Беседа с прокурором Тамбовской области в рубрике «Дело было в Пенькове» на Телекомпании «Новый век» 17.02.2022
  Текст

Беседа с прокурором Тамбовской области в рубрике «Дело было в Пенькове» на Телекомпании «Новый век» 17.02.2022

 

Почетный работник прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, государственный советник юстиции 3 класса, прокурор Тамбовской области Александр Юрьевич Гулягин.

 

1. 12 января 2022 года исполнилось 300 лет со времени создания в России органов прокуратуры. Примите поздравления со столь значимой датой. И предлагаю начать разговор с краткого экскурса в историю органов прокуратуры Тамбовского края. Традиционно создание в регионах прокурорских структур совпадает с проведением административно-территориальных структур. Историки утверждают, что в Тамбовской губернии прокуратура появилась одновременно с созданием губернии в 1796 году, а с образованием в 1937 году Тамбовской области была создана прокуратура Тамбовской области. Что на сегодня представляет собой прокуратура Тамбовской области?

 

Прокуратура Тамбовской области, как и прежде и в любые времена, остается на страже закона, сильной и надежной опорой государства и общества. В своей деятельности мы руководствуемся принципом: не человек для закона, а закон - для человека. Кроме того, современная прокуратура Тамбовской области – это открытое и доступное для граждан ведомство. К нам можно обратиться с любой проблемой, круглосуточно через Интернет-приемную подать обращение, прийти на прием к прокурорам. Основной задачей для нас является отстаивание законных интересов и прав конкретных граждан нашего региона, общества в целом. Работа прокурора – это ответственная сложная государственная служба, предполагающая повышенную общественную ответственность в глазах общества. И эту ответственность Тамбовская прокуратура ежедневно несет в своей надзорной деятельности, при выполнении правозащитной функции.

Как и у прокуратуры любого региона, цель деятельности прокуратуры Тамбовской области заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Все инструменты для достижения этой цели у нас есть. В каждой конкретной ситуации применяется полный спектр мер прокурорского реагирования, направленный на устранение нарушений закона, привлечения виновных лиц к ответственности и восстановления нарушенных прав и свобод юридических и физических лиц.

Коллектив Тамбовской прокуратуры работоспособный, имеется потенциал для исполнения поставленных руководством страны и Генеральным прокурором Российской Федерации перед органами прокуратуры задач. Об этом свидетельствуют те результаты, с которыми прокуратура подошла к концу 2021 года. На пресечение более 21,4 тысяч нарушений закона было направлено свыше 15,5 тыс. актов реагирования, восстановлены права 4574 граждан.

Правозащитная функция в ушедшем году была направлена на отстаивание конституционных прав граждан на труд и его своевременную оплату, на жилье и благоприятные условия проживания, на охрану материнства и детства, на образование и охрану здоровья и др.

В нашу работу, как и во всей стране, определенные коррективы внесла пандемия коронавируса, с учетом которой проводятся надзорные мероприятия.

Прокуратура Тамбовской области - это целостная эффективно функционирующая структура, сплоченный коллектив. Современная региональная прокуратура - это одновременно и колоссальный опыт предыдущих поколений прокуроров, начиная с создания ведомства в 1937 году на Тамбовщине. Штатная численность нынешней прокуратуры области составляет почти 400 человек, из них 292 прокурорских работника, 61 федеральный государственный гражданский служащий.

У прокурора области три заместителя, каждый из которых отвечает за организацию деятельности прокуратуры на определенных участках и руководит деятельностью структурных подразделений и аппарата прокуратуры области. Также у прокурора области есть помощники, которые отвечают за важнейшие вопросы организации работы прокуратуры, разрешения обращений граждан, взаимодействия с органами власти, со средствами массовой информации, собственной безопасности, надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних, о федеральной безопасности, при исполнении уголовных наказаний.

В аппарате прокуратуры области отдельные структурные подразделения занимаются вопросами обеспечения участия прокуроров в уголовном, гражданском, арбитражном процессах, осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, законов о противодействии коррупции, надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью правоохранительных органов региона.

В структуру прокуратуры области входят прокуратуры городов Котовска, Мичуринска и Моршанска, 22 районные прокуратуры, 3 межрайонные и Тамбовская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области.

 

2. Полномочия прокуратуры, определяемые Конституцией России и федеральным законодательством, весьма широки. Можно ли сегодня назвать два-три направления, которые являются приоритетными с учётом специфики нашего региона?

 

В настоящее время, пожалуй, нет ни одной сферы правоотношений, которая не волновала бы граждан и которой бы не касался прокурорский надзор. Наш регион не исключение.

Пандемия, безусловно, негативно сказалась на интересах многих граждан. И в этих условиях нам было важно поддержать их, устранить нарушения социальных прав.

На нашем постоянном контроле находились вопросы соблюдения социальных прав незащищенной категории граждан (трудовых, пенсионных, жилищных прав), реализации приоритетных национальных проектов, защиты прав несовершеннолетних, инвалидов, обеспечения лекарственными средствами, доступности медицинских услуг.

Жителей региона в сложившихся санитарно-эпидемиологических условиях прежде всего волновали вопросы соблюдения законодательства о медицинском обслуживании и лекарственном обеспечении, о предоставлении дополнительных выплат медицинским работникам, о ценообразовании на жизненно важные препараты, продукты питания и иные товары.

Прокурорами указанным вопросам уделялось особое внимание. Например, благодаря принятым нами мерам жители региона с диагнозом «муковисцидоз» и «деменция в связи с эпилепсией» обеспечены лекарственными препаратами по жизненным показаниям.

Права инвалидов – не менее важная сфера нашего надзора. Так, например, в истекшем году мы помогли восстановить жилищные права ребенка-инвалида. После нашего вмешательства муниципалитет приобрел у застройщика для семьи ребенка квартиру, соответствующую его потребностям.

Надзорными мерами сопровождались программы помощи инвалидам, восстановление прав пенсионеров и ветеранов, субъектов предпринимательской деятельности, малоимущих и многодетных семей.

Как и в большинстве регионов России, в Тамбовской области жителей волнуют вопросы соблюдения трудовых прав. Так, нами выявлено свыше 4 тысяч нарушений трудового законодательства, мерами прокурорского реагирования восстановлены трудовые права 2810 граждан, в судебном и внесудебном порядке погашены долги по зарплате на общую сумму около 30 млн. руб. Уголовно-правовую оценку получили действия 6 руководителей организаций, нарушивших требования закона о выплате заработной платы, 112 должностных лиц наказано в административном порядке, сумма наложенных штрафов составила около 1 млн рублей. Полностью погашена задолженность по заработной плате в ОАО «Мичуринский хлебозавод», ГУПТИ Тамбовской области, ООО завод «Моршанскхиммаш». Работникам АО «Первомайскхиммаш» выплачено более 15 млн руб. Благодаря принятым нами мерам медицинским работникам выплачены средства стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в размере 500 тыс. руб.

Жителей региона также беспокоят вопросы обеспечения качественными коммунальными услугами, надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, обоснованности взимания платы за коммунальные услуги, состояния дворовых территорий, своевременного ввода в эксплуатацию объектов долевого строительства и т.п.

Прокурорами в рамках проверки исполнения законодательства о тарифном регулировании и технологическом присоединении к инженерным сетям выявлены и пресечены нарушения в деятельности 166 организаций коммунального комплекса. Принятие мер реагирования по фактам превышения сроков устранения последствий аварийных ситуаций позволило сократить их количество на 69%.

В поле зрения прокуроров оставался надзор за исполнением законодательства в сфере долевого строительства жилья. Системными мерами прокурорского реагирования удалось добиться сокращения числа проблемных объектов (с 11 до 10) и пострадавших граждан (с 844 до 700).

Принятые совместно с региональными органами государственной власти меры способствовали разрешению ситуации в отношении проблемного дома по ул. Московской г. Тамбова. 114 семей, участвовавших в долевом строительстве, получили долгожданное жилье.

Также в нашем регионе, как и в большинстве других, на особом контроле стоит вопрос защиты прав несовершеннолетних. Приоритетным направлением деятельности оставался надзор за исполнением законов о защите детей-инвалидов, детей, воспитывающихся в многодетных семьях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В целом в этой сфере выявлено более 6 тысяч нарушений, свыше 1,3 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по направленным в следственные органы материалам возбуждено 39 уголовных дел.

По предъявленным прокурорами исковым заявлениям в интересах детей-сирот и лиц из их числа 49 находятся на исполнении, по 10 искам нуждающимся предоставлены благоустроенные жилые помещения. Защищены права 274 детей с установленным тяжелым хроническим заболеванием в части обеспечения специальным оборудованием, 2 ребенка обеспечены жизненно необходимыми лекарственными средствами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации.

 

3. Прокуратура – надзорный орган. И одновременно на Вас возложены функции координации деятельности силовых структур Тамбовской области. Что из себя представляет работа по координации и носит ли она обязательный характер, к примеру, для органов внутренних дел или государственной безопасности?

 

Прокуратура, по своему конституционному статусу, по степени обладания информацией о состоянии законности и правопорядка и другим полномочиям занимает особое место среди органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Действующее законодательство наделяет прокуратуру, с одной стороны, функциональными полномочиями по борьбе с преступными проявлениями средствами прокурорского надзора, а с другой - возлагает на нее роль координатора деятельности правоохранительных органов по осуществлению совместных действий по выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, по выработке стабильной правоприменительной практики.

То есть прокуратура, не вмешиваясь в деятельность других правоохранительных органов, играет роль организатора объединения их усилий в противодействии преступности.

При этом действует принцип равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, требующих совместного изучения, при внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий.

Какие направления включает в себя координационная деятельность? Конечно, это, прежде всего, совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития. Это и изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения различного рода преступлений, практики применения законов о борьбе с преступностью, это и выработка предложений о повышении ее эффективности и другие.

Во взаимодействии с органами власти, правоохранительными и судебными органами нам удалось сохранить стабильность криминальной ситуации в регионе, на практике реализовывать принцип неотвратимости наказания за содеянное, защищать интересы граждан, потерпевших от преступных посягательств.

В рамках координации деятельности правоохранительных органов неотступно проводится борьба с криминальной составляющей коррупции, в том числе выявление фактов взяточничества, повышена эффективность работы по выявлению лиц, причастных к террористической и экстремисткой деятельности.

Анализ результатов проверки либо состояния преступности за определенный период свидетельствует о необходимости выработки новых, более эффективных мер по противодействию преступлениям, совершенным, к примеру, против личности. Комплексно это можно решить только совместными усилиями. Поэтому такой вопрос выносится на координационное совещание, участниками которого являются руководители правоохранительных органов.

По результатам совещания вырабатываются конкретные меры, направленные на повышение результативности и качества проводимой работы.

В ушедшем году состоялось 7 таких совещаний. Так, анализировалось состояние взаимодействия правоохранительных органов области по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности, преступлений, совершаемых в оборонно-промышленной сфере, связанных с хищением бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов и федеральных проектов, при раскрытии и расследовании преступлений прошлых лет и другие вопросы.

 

4. Судя по сообщениям СМИ, с Ваши приходом на должность прокурора Тамбовской области в декабре 2020 года взят курс на повышение открытости в работе надзорного органа. Журналисты отмечают Вашу мобильность, готовность к общению. Скажите, а это не мешает Вашей служебной деятельности?

 

Это не только не мешает, но и помогает, ведь одним из инструментов связей с общественностью является эффективное взаимодействие с прессой.

Установление плодотворных деловых отношений с представителями журналистского сообщества жизненно необходимо для любой государственной структуры. Повышение авторитета со стороны представителей масс-медиа способствует широкому освещению деятельности органов прокуратуры в средствах массовой инфор­мации и сети Интернет.

Возрастает значение информационной открытости и доступности всех госорганов, в том числе и органов прокуратуры. Посредством взаимодействия с прессой мы популяризируем работу прокуратуры перед населением.

Работа коллектива прокуратуры организована таким образом, чтобы каждый положительный результат прокурорской деятельности был максимально и своевременно освещен в СМИ. Я в этой работе принимаю самое активное участие, систематически выступая пред представителями СМИ. Я максимально открыт и всегда готов к общению. И, пользуясь случаем, хотел бы от души поблагодарить за многолетнее плодотворное сотрудничество с Вашим телеканалом, активно освещающего деятельность нашего ведомства.

За прошедший год в средствах массовой информации размещено 2 591 информаций о деятельности прокуратуры области, при этом используются различные средства массовой информации – телевидение, печать, радио, Интернет.

Через средства массовой информации и сеть Интернет общественность информировалась о деятельности прокуратуры по защите прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, в жилищно-коммунальной сфере, сферах долевого строительства жилья, безопасности дорожного движения, прав инвалидов, престарелых, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также освещалась работа по противодействию коррупции, экстремизму и терроризму, защиты прав субъектов малого и среднего бизнеса, законодательства об охране природы, бюджетного законодательства и др.

Активное внимание уделялось защите прав граждан и реальному устранению нарушений закона.

Так, наиболее часто комментировались результаты проверок в сфере обеспечения жилыми помещениями социально незащищенных категорий граждан, в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, выплаты заработной платы, обеспечения лекарственными средствами населения, получении социальных выплат и др.

Оперативно публиковалась информация об организации прокурорских проверок по фактам чрезвычайных происшествий, получивших широкий общественный резонанс, а также о выездах руководства прокуратуры области и горрайпрокуроров на места происшествий в целях координации деятельности правоохранительных и иных органов, незамедлительно инициированных проверках.

 

5. Теперь о взаимодействии с судебной системой. Как Вы оцениваете эффективность работы прокуроров, осуществляющих поддержку гособвинения в судебных процессах?

 

Государственный обвинитель обладает равными правами со стороной защиты и не имеет никаких преимуществ. Здесь, что с одной, что с другой стороны очень многое зависит от профессионализма. Каждый прокурор, принимающий участие в судебном процессе, обязан добросовестно и внимательно оценить представленные материалы по делу. Безусловно, позиция прокуратуры может не совпадать с решениями судов, в таком случае прокуратура инициирует пересмотр судебных актов в судах вышестоящих инстанций. Для нас крайне важно, чтобы все вынесенные решения были законными. В течение прошедшего года нами выявлены десятки незаконных судебных актов по уголовным делам. Мы реагируем и на обращения осужденных и их родственников. Пять таких обращений по представлениям прокуроров привели к отмене изначально вынесенных судебных решений. Государственные обвинители прокуратуры области поддерживают государственное обвинение по наиболее резонансным уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В нашем регионе обвинительные приговоры выносятся в 72-75 % случаев от общего числа уголовных дел. Указанное говорит о высоком профессионализме государственных обвинителей.

 

6. Ну, и в финале, не могу не спросить о противодействии коррупции

 

С учетом определенных задач деятельность органов прокуратуры области по противодействию коррупции носит разноплановый характер. Основные усилия прокуратуры области сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.

В ушедшем году выявлено более 2,5 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции, опротестовано почти 300 незаконных правовых актов, внесено более 800 представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности почти 800 лиц, инициировано привлечение к административной ответственности за коррупционные правонарушения свыше 50 лиц. Особое значение придается охране бюджетных средств от незаконных посягательств. Государством в значительном объеме финансируется реализация национальных проектов, государственных и муниципальных программ. И мы обязаны обеспечить их целевое расходование. Поэтому надзорные проверки проводятся на системной основе. По материалам прокуроров в данный момент возбуждено и расследуется 13 уголовных дел, связанных с хищениями бюджетных средств с использованием служебного положения. Да и в целом мы стараемся создать максимально не выгодные условия для коррупционного поведения.

Например, проведенной прокуратурой Тамбовского района проверкой установлено, что главный бухгалтер администрации одного из сельсоветов в нарушение закона не представила сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своего супруга и несовершеннолетних детей. Прокурором главе муниципалитета внесено представление, по итогам рассмотрения которого служащая уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Одно из направлений работы прокуроров - антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. По требованиям прокуроров в актах устраняются альтернативные правовые установки, отсылочные нормы, неясные и нечеткие формулировки с неопределенными терминами, которые представляют чиновникам возможность их вольного толкования при принятии решений.

В результате вмешательства органов прокуратуры коррупциогенные факторы только в текущем году исключены из более 2000 нормативных актов и их проектов. В рамках прокурорского надзора более 300 противоречащих закону нормативно-правовых актов приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры Российской Федерации реализуют функции координатора в борьбе с коррупционной преступностью, осуществляют надзор за законностью оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов. За истекший период 2021 года на территории области правоохранительными органами возбуждено более 160 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, из них по фактам взяточничества - более 90 уголовных дел. В суд прокурорами с обвинительным заключением направлено почти 100 уголовных дел.

Судами области с учетом позиции государственных обвинителей за совершение коррупционных преступлений осуждено свыше 60 лиц, из которых более 40 - за взяточничество.

Эффективность противодействия коррупционным проявлениям со стороны органов прокуратуры в целом зависит от того, насколько своевременно выполняется работа на всех направлениях прокурорского надзора. Прокуроры ориентированы на системное проведение соответствующих проверочных мероприятий, незамедлительное реагирование на факты нарушений закона.

 

Распечатать