Антикоррупционная экспертиза

2021

Во исполнение организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, пункта 13 Комплексного плана проведена антикоррупционная экспертиза НПА – 9078 (10051),
их проектов – 8860 (10082), по результатам которой выявлено 946 (535) коррупциогенных фактора, содержащихся в 801 (359) НПА; выявлено коррупциогенных факторов – 220 (214), содержащихся в 148 (115) проектах НПА.

В целях исключения коррупциогенных факторов из НПА принесено протестов – 771 (328), внесено требований – 16 (30), в целях устранения коррупциогенных факторов из проектов НПА направлено информаций –
148 (115).

На конец отчетного периода устранено 917 (489) коррупциогенных факторов из 779 (327) НПА, устранено 200 (186) коррупциогенных фактора
из 139 (97) проектов НПА.

Акты прокурорского реагирования не отклонялись, на заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти области, органов местного самоуправления требования об исключении коррупциогенных факторов не рассматривались.

Без участия представителей органов прокуратуры требования
об исключении коррупциогенных факторов, внесенные в исполнительные органы местного самоуправления, не рассматривались.

С учетом положений закона Тверской области от 23.12.2020
№ 81-ЗО «О внесении изменений в статьи 2 и 4 закона Тверской области
«О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области», в связи с наличием коррупциогенного фактора по признаку нормативной коллизии опротестованы правовые акты Вышневолоцким (6), Конаковским (105), Ржевским межрайонными прокурорами (16), прокурорами Андреапольского (8), Весьегонского (5), Калязинского (26), Кесовогорского (9), Краснохолмского (7), Кувшиновского (35), Лесного (3), Молоковского (13), Селижаровского (5), Старицкого (6), Торопецкого (6) районов.

Коррупциогенные факторы:

5 (0) - выявлены в 3 (0) НПА исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации,

10 (0) – выявлены в 1 (0) НПА представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации,

61 (52) выявлены в 49 (36) НПА представительных органов местного самоуправления,

870 (483) выявлены в 635 (323) НПА исполнительных органов местного самоуправления,

0 (0) выявлено в НПА организаций, имеющих функции нормативно-правового регулирования.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов, содержащихся
в НПА, выявлено в сфере оказания государственных и муниципальных услуг: НПА – 522, содержащих 556 коррупциогенных фактора.

Наиболее характерными нормативными правовыми актами, содержащими коррупциогенные факторы, являются административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг.

С учетом того, что включение в нормативные акты положений, содержащих коррупциогенные факторы, как правило, связано
с несовершенством юридической техники подготовки правовых актов, прокуроры ориентированы на углубленное изучение административных регламентов оказания муниципальных и переданных государственных услуг и правовых актов, регулирующих осуществление разрешительных процедур, правовых актов о бюджете, в том числе на стадии проектов и повторное изучение указанных правовых актов с учетом практики правоприменения.

В ходе мониторинга нормативного правоприменения коррупциогенный фактор по признаку установления обременительных требований к гражданам и организациям выявлен в административном регламенте предоставления государственной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Тверской области, утвержденном приказом Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области от 17.07.2019 № 1-нп (далее – Регламент).

В соответствии с нормами Регламента для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций заявители предоставляют в уполномоченный орган или филиалы ГАУ «МФЦ» документы, в том числе: эскизный проект рекламной конструкции с указанием типа и вида рекламной конструкции, площади информационных полей и технических характеристик рекламной конструкции; согласование размещения рекламной конструкции с организациями, эксплуатирующими инженерные сети, либо собственниками инженерных сетей.

Вместе с тем, рассмотрение вопроса о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Тверской области осуществляется в отношении территорий, предусмотренных Схемами размещения рекламных конструкций. При этом такие схемы утверждаются после согласования их проектов с собственниками и/или организациями, осуществляющими обслуживание инженерных коммуникаций.

Таким образом, на заявителей возлагаются обременительные обязанности по предоставлению документов, которые имеются в фактическом распоряжении уполномоченного органа в связи с проводимыми ранее согласованиями соответствующих Схем размещения рекламных конструкций.

Кроме того, уполномоченным органом при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц допускаются случаи принятия решений об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в связи с несоответствием представленного эскизного проекта требованиям государственного стандарта ГОСТ 2.119-2013 «Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Эскизный проект», тогда как применение указанного нормативного документа Регламентом не предусмотрено.

Прокуратурой области 07.10.2021 в Главное архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, которое рассмотрено и удовлетворено.

2020

Проведена антикоррупционная экспертиза НПА – 10051 (10745),
их проектов – 10082 (9688), по результатам которой выявлено 535 (562) коррупциогенных факторов, содержащихся в 359 (366) НПА; выявлено коррупциогенных факторов – 214 (285), содержащихся в 115 (179) проектах НПА.

В целях исключения коррупциогенных факторов из НПА принесено протестов – 328 (289), внесено требований – 30 (51), в целях устранения коррупциогенных факторов из проектов НПА направлено информаций –
115 (179).

На конец отчетного периода устранено 489 (487) коррупциогенных факторов из 327 (322) НПА, устранено 186 (278) коррупциогенных факторов
из 97 (174) проектов НПА.

Коррупциогенные факторы:

0 (72) - выявлены в 0 (26) НПА исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации,

52 (70) выявлены в 36 (47) НПА представительных органов местного самоуправления,

483 (418) выявлены в 323 (291) НПА исполнительных органов местного самоуправления,

0 (0) выявлено в НПА организаций, имеющих функции нормативно-правового регулирования.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов, содержащихся
в НПА, выявлено в сфере прав, свобод и обязанностей человека и гражданина: НПА – 250 (241), содержащих 387 (373) коррупциогенных факторов.

Наиболее характерными нормативными правовыми актами, содержащими коррупциогенные факторы, являются административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг.

С учетом того, что включение в нормативные акты положений, содержащих коррупциогенные факторы, как правило, связано
с несовершенством юридической техники подготовки правовых актов, прокуроры ориентированы на углубленное изучение административных регламентов оказания муниципальных и переданных государственных услуг и правовых актов, регулирующих осуществление разрешительных процедур, правовых актов о бюджете, в том числе на стадии проектов и повторное изучение указанных правовых актов с учетом практики правоприменения.

Наиболее характерными коррупциогенными факторами в НПА являются:

отсутствие или неполнота административных процедур – 66 (113),

принятие нормативного правового акта за пределами компетенции –
90 (22),

наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 108 (139),

широта дискреционных полномочий – 114 (79).

2019

Проведена антикоррупционная экспертиза НПА – 10745 (7714), их проектов – 9688 (3979), по результатам которой выявлено 543 (485) коррупциогенных фактора, содержащихся в 344 (321) НПА; выявлено коррупциогенных факторов – 285 (148), содержащихся в 179 (97) проектах НПА.

В целях исключения коррупциогенных факторов из НПА принесено протестов – 277 (288), внесено требований – 51 (25), в целях устранения коррупциогенных факторов из проектов НПА направлено информаций –
179 (97).

На конец отчетного периода устранено 468 (431) коррупциогенных факторов из 310 (277) НПА, устранено 278 (127) коррупциогенных факторов
из 174 (81) проектов НПА.

Коррупциогенные факторы:

72 (32) - выявлены в 26 (4) НПА исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации,

74 (122) выявлены в 48 (114) НПА представительных органов местного самоуправления,

395 (331) выявлены в 268 (203) НПА исполнительных органов местного самоуправления,

0 (0) выявлено в НПА организаций, имеющих функции нормативно-правового регулирования.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов, содержащихся
в НПА, выявлено в следующих сферах нормативного регулирования:

о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина: НПА –
217 (181), содержащих 347 (296) коррупциогенных факторов,

о государственной и муниципальной собственности: НПА – 566 (61), содержащих 45 (92) коррупциогенных факторов,

о государственной и муниципальной службе: НПА – 652 (33), содержащих коррупциогенные факторы – 19 (33),

о бюджете: НПА – 2044 (21), содержащих коррупциогенные факторы -
46 (37).

Наличие коррупциогенных факторов в правовых актах этой категории обусловлено разработкой должностными лицами органов нормотворчества правовых актов для реализации федерального законодательства
в индивидуальном порядке.

Наиболее характерными нормативными правовыми актами, содержащими коррупциогенные факторы, являются административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг.

С учетом того, что включение в нормативные акты положений, содержащих коррупциогенные факторы, как правило, связано
с несовершенством юридической техники подготовки правовых актов, прокуроры ориентированы на углубленное изучение административных регламентов оказания муниципальных и переданных государственных услуг и правовых актов, регулирующих осуществление разрешительных процедур, правовых актов о бюджете, в том числе на стадии проектов и повторное изучение указанных правовых актов с учетом практики правоприменения.

Наиболее характерными коррупциогенными факторами в НПА являются:

отсутствие или неполнота административных процедур – 98 (74),

принятие нормативного правового акта за пределами компетенции –
24 (83),

наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 144 (70),

широта дискреционных полномочий – 64 (131),

юридико-лингвистическая неопределенность – 68 (30).

За 2014 год органами прокуратуры области проведена антикоррупционная экспертиза 4963 (за 2013 год - 4693) нормативных правовых актов. Экспертизой выявлено 168 (116) нормативных правовых актов, в которых установлен 251 (152) коррупциогенный фактор, из них – 112 (60) противоречащих действующему законодательству. Коррупциогенные факторы выявлены в 3 нормативных правовых актах исполнительного органа государственной власти области и 165 правовых актах органов местного самоуправления. Для устранения коррупциогенных факторов внесено 56 (56) требований, принесено 110 (60) протестов, внесено 1 (0) представление, в суд направлено 1 (0) заявление. На конец отчетного периода устранены коррупциогенные факторы из 155 (98) нормативных правовых актов.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (96), о муниципальной службе (23), о муниципальной собственности (17), в сфере градостроительного законодательства (11) , законодательство о землепользовании (10).

Наиболее характерными нормативными правовыми актами, содержащими коррупциогенные факторы, по прежнему являются административные регламенты оказания муниципальных услуг, предусматривающие излишние и обременительные требования для граждан и юридических лиц и возможность принятия решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основания личного усмотрения уполномоченного должностного лица, правовые акты, регулирующие оборот земельных участков и порядок использования муниципального имущества, порядок проведения конкурсов на замещение должности главы местной администрации.

 

В 2015 году органами прокуратуры области принимались меры направленные на реализацию полномочий, установленных ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционой экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Прокуратурой области изучается практика реализации установленной функции по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Проверками установлено, что продолжают иметь место факты уклонения органов местного самоуправления от проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Прокурорами направлено в суды 18 исковых заявлений (в том числе 3 - в связи с отклонением представлений) о признании незаконным бездействия и об обязании органов местного самоуправления принять меры к проведению предусмотренной законом антикоррупционной экспертизы.
Органами прокуратуры области проведена антикоррупционная экспертиза 5 839 нормативных правовых актов. Экспертизой выявлено 154 нормативных правовых актов, в которых установлено 240 коррупциогенных факторов, из них - 122 противоречащих действующему законодательству.
Коррупциогенные факторы выявлены в 1 нормативном правовом акте Правительства Тверской области и 153 правовых актах органов местного самоуправления.
Для устранения коррупциогенных факторов внесено 32 требования, принесен 121 протест, направлено в суд 1 заявление. На конец 2015 года устранены коррупциогенные факторы из 140 нормативных правовых актов.
Коррупциогенные факторы выявлены в нормативных правовых актах в следующих сферах регулирования:
- законодательство о муниципальной службе – 76;
- законодательство о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина – 74;
- законодательство о бюджете – 27;
- градостроительное законодательство – 25;
- законодательство о землепользовании – 18;
- законодательство о социальных гарантиях лицам, замещающим должности муниципальной службы – 14;
- законодательство о государственной и муниципальной собственности – 3;
- о налогах – 3.
Наиболее характерными нормативными правовыми актами, содержащими коррупциогенные факторы, по прежнему являются административные регламенты оказания муниципальных услуг, осуществления разрешительных услуг, предусматривающие излишние и обременительные требования для граждан и юридических лиц и возможность принятия решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основания личного усмотрения уполномоченного должностного лица, правовые акты, регулирующие размещения нестационарных объектов, оборот земельных участков и порядок использования муниципального имущества, порядок проведения конкурсов на замещение должностей муниципальной службы.
Органами прокуратуры области изучены 2 716 проектов нормативных правовых актов. Выявлено 59 проектов правовых актов, содержащих 128 коррупциогенных фактора. В целях устранения коррупциогенных факторов направлено 58 информаций. Устранены коррупциогенные факторы из 57 проектов. Все коррупциогенные факторы выявлены в проектах нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Прокуратурой области на предмет соответствия действующему законодательству, в том числе, на наличие коррупциогенных факторов, изучено 400 проектов нормативных правовых актов Законодательного Собрания и Правительства Тверской области. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Работа по проведению антикоррупционой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов будет продолжена.

В 2016 году органами прокуратуры области принимались меры направленные на реализацию полномочий, установленных ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционой экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Прокуратурой области изучается практика реализации установленной функции по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Проведенными проверками установлено, что продолжают иметь место факты уклонения органов местного самоуправления от проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В суды направлено 6 заявлений об обязании представительных органов местного самоуправления принять меры к проведению предусмотренной законом антикоррупционной экспертизы.
Проведена антикоррупционная экспертиза 5477 нормативных правовых актов, из которых выявлено 353, содержащих 540 коррупциогенных факторов, 278 противоречили действующему законодательству.
Коррупциогенные факторы выявлены в 1 правовом акте Правительства Тверской области, 1 правовом акте исполнительного органа власти Тверской области и 325 правовых актах органов местного самоуправления. Внесено 18 требований, принесено 327 протестов.
Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в следующих сферах нормативного регулирования: о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, о бюджете, о землепользовании, о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Наличие коррупциогенных факторов в правовых актах этой категории обусловлено разработкой должностными лицами органов нормотворчества правовых актов для реализации федерального законодательства в индивидуальном порядке.
Наиболее характерными нормативными правовыми актами, содержащими коррупциогенные факторы, являются административные регламенты оказания муниципальных услуг, осуществления разрешительных услуг, а также правовые акты, регулирующие оборот земельных участков и бюджетные правоотношения.
С учетом того, что включение в нормативные акты положений, содержащих коррупциогенные факторы, как правило, связано с несовершенством юридической техники подготовки правовых актов, прокуроры ориентированы на углубленное изучение административных регламентов оказания муниципальных и переданных государственных услуг и правовых актов, регулирующих осуществление разрешительных процедур, правовых актов о бюджете, в том числе на стадии проектов и повторное изучение указанных правовых актов с учетом практики правоприменения.
Наиболее характерными коррупциогенными факторами являются: широта дискреционных полномочий (109), выборочное изменение объема прав (96), отсутствие или неполнота административных процедур (86), нормативные коллизии (55), наличие завышенных и трудновыполнимых требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (44), определение компетенции по формуле «вправе» (30).
На заседаниях представительных органов местного самоуправления рассмотрено 3 требования и 133 протеста. Обеспечено личное участие прокуроров во всех заседаниях представительных органов местного самоуправления при рассмотрении требований об изменении нормативного правового акта.
Мониторингом правоприменения нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, случаев проявления коррупции не установлено. Вместе с тем прокуроры ориентированы на направлении материалов антикоррупционной экспертизы в правоохранительные органы для использования в оперативной деятельности.
Работа по проведению антикоррупционой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов будет продолжена.

 

Органами прокуратуры области в 1 полугодии 2017 г. принимались меры, направленные на реализацию полномочий, установленных ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционой экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Проведена антикоррупционная экспертиза НПА - 3 271 и 1 210 их проектов, по результатам которой выявлено 461 коррупциогенных факторов, содержащихся в 256 нормативных правовых актах и 48 коррупциогенных факторов, содержащихся в 40 их проектах.
В целях устранения коррупциогенных факторов принесено 278 протестов, внесено 26 требований. В целях устранения коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов направлено 40 информаций.
Наибольшее количество нормативных правовых актов, выявлено в следующих сферах нормативного регулирования:
о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина – 95;
о государственной и муниципальной службе - 38;
о государственной и муниципальной собственности - 15.
Наличие коррупциогенных факторов в правовых актах этой категории обусловлено разработкой должностными лицами органов нормотворчества правовых актов для реализации федерального законодательства в индивидуальном порядке.
Наиболее характерными нормативными правовыми актами, содержащими коррупциогенные факторы, являются административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг.
С учетом того, что включение в нормативные акты положений, содержащих коррупциогенные факторы, как правило, связано с несовершенством юридической техники подготовки правовых актов, прокуроры ориентированы на углубленное изучение административных регламентов оказания муниципальных и переданных государственных услуг и правовых актов, регулирующих осуществление разрешительных процедур, правовых актов о бюджете, в том числе на стадии проектов и повторное изучение указанных правовых актов с учетом практики правоприменения.
Наиболее характерными коррупциогенными факторами в нормативных правовых актах являются:
юридико-лингвистическая неопределенность – 116;
широта дискреционных полномочий – 103;
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 61;
отсутствие или неполнота административных процедур – 64.
Мониторингом правоприменения нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, случаев проявления коррупции не установлено.
Вместе с тем прокуроры ориентированы на направлении материалов антикоррупционной экспертизы в правоохранительные органы для использования в оперативной деятельности.
Работа по проведению антикоррупционой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится на постоянной основе.
 

Органами прокуратуры Тверской области в 1 полугодии 2018 г. принимались меры, направленные на реализацию полномочий, установленных ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Проведена антикоррупционная экспертиза 4366 нормативных правовых актов (далее – НПА), 2070 их проектов, по результатам которой выявлено 376 коррупциогенных факторов, содержащихся в 269 НПА, выявлено 46 коррупциогенных факторов, содержащихся в 36 проектах НПА.
В целях их исключения из НПА принесено 250 протестов, внесено 20 требований, в целях устранения коррупциогенных факторов из проектов НПА направлено 36 информаций.
Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в НПА исполнительных органов местного самоуправления (249).
Наиболее характерными НПА, содержащими коррупциогенные факторы, являются административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг.
С учетом того, что включение в нормативные акты положений, содержащих коррупциогенные факторы, как правило, связано с несовершенством юридической техники подготовки правовых актов, прокуроры ориентированы на углубленное изучение административных регламентов оказания муниципальных и переданных государственных услуг и правовых актов, регулирующих осуществление разрешительных процедур, правовых актов о бюджете, в том числе на стадии проектов и повторное изучение указанных правовых актов с учетом практики правоприменения.
Наиболее распространенными коррупциогенными факторами в НПА являются:
отсутствие или неполнота административных процедур – 79,
принятие НПА за пределами компетенции – 57,
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 46,
широта дискреционных полномочий – 108,
юридико-лингвистическая неопределенность – 25.
Так, прокуратурой области проведена антикоррупционная экспертиза приказа министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 02.03.2016 № 4-нп «Об утверждении Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору» (далее – Порядок).
Пунктом 6 Порядка предусматривалось, что отчетность составляется по форме, указанной в приложении к настоящему Порядку, на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе предоставляется в Министерство.
Требование об обязательном предоставлении субъектами малого
и среднего предпринимательства в министерство природных ресурсов и экологии отчетности на бумажном носителе, а также требование предоставления электронной версии отчетности на магнитном носителе без предоставления возможности использования иных видов электронных носителей (оптических, полупроводниковых) в нарушение ч. 8 ст. 3 и ч. 2 ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» является коррупциогенным фактором в форме установления завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).
В целях исключения из указанного приказа коррупциогенного фактора прокуратурой области 15.05.2018 министру природных ресурсов и экологии области внесено требование, по результатам рассмотрения которого разработан проект приказа о внесении в оспоренный акт изменений, направленных на устранение коррупциогенных факторов (приказ проходит процедуру согласования в установленном порядке).
На заседаниях представительных органов местного самоуправления рассмотрено 5 требований, 100 протестов. Обеспечено личное участие прокуроров (лиц, исполняющих их обязанности) во всех заседаниях представительных органов муниципальных образований при рассмотрении требований об изменении НПА.