Доклады, обзоры, статистическая информация

О соблюдении законодательства о противодействии коррупции
  Текст

Прокуратурой области на постоянной основе уделяется внимание вопросам соблюдения государственными (муниципальными) служащими установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей, запретов и ограничений.
В системе мер по обеспечению противодействия коррупции ее профилактика выходит на первый план, являясь комплексом согласованных мероприятий, осуществляемых, в том числе различными органами власти в пределах предоставленных им полномочий.

Одним из серьезных рычагов профилактики коррупционных проявлений среди государственных (муниципальных) служащих должна выступать деятельность комиссий по соблюдению требований к слу-жебному поведению и урегулированию конфликта интересов, которые призваны на ранней стадии предупредить влияние личной заинтересованности на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, не допустить перерастание в преступные формы поведения служащих.
Однако зачастую деятельность комиссий носит формальный характер, не оказывая существенного профилактического воздействия. Допускались факты не проведения заседаний в случаях, когда их проведение предусмотрено правовыми актами органов местного самоуправления.

По результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в Министерстве строительства Тверской области и Главного управления «Государственная жилищная инспекция» выявлены факты неполноты правового регулирования деятельности комиссий. Должностные обязанности лиц, на которых возложена профилактика коррупционных и иных правонарушений, не содержат регламентации предусмотренных законодательством о противодействии коррупции проверок соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений. Выявлены единичные случаи представления недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также о соответствующих расходах. В настоящее время решается вопрос о внесении актов прокурорского реагирования по выявленным нарушениям антикоррупционного законодательства.
В исполнительных органах государственной власти области отсутствует практики инициативного уведомления служащими работодателя при склонении их к коррупционному поведению, практика получения и проверки уведомлений государственных гражданских служащих о случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о совершении коррупционных правонарушений другими государственными служащими. Этому способствует неэффективная работа подразделений кадровых служб органов государственной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений в обеспечении поступления таких уведомлений при получении служащим сведений о готовящемся или совершенном коррупционном правонарушении (в том числе при отказе государственного служащего от участия в совершении противоправных деяний).

Не реализуются требования действующего законодательства, регулирующего порядок трудоустройства граждан, замещавших отдельные должности государственной или муниципальной службы. Проверки исполнения ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ не проводятся, должностные регламенты (служебные обязанности) не содержат полномочия по проведению таких проверок. При этом неисполнение работодателем обязанности сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора, несоблюдение срока направления такого сообщения, а также направление сообщения ненадлежащему лицу, образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Ни одного материала, содержащего сведения о выявленных нарушениях законодательства о противодействии коррупции в данной части, в органы прокуратуры не поступило.
Проверкой в УФССП России по Тверской области выявлены факты сокрытия сведений о наличии в общей совместной собственности автомобиля, владение акциями коммерческого банка, которые в целях предотвращения конфликта интересов в доверительное управление не переданы. В целях устранения выявленных нарушений внесено представление об устранения нарушений законодательства о противодействии коррупции. По результатам проведения Управлением служебной проверки виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

 

Прокурорскими проверками в 2014 г.выявлено 5758 (за 2013 г. – 4898) нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, в том числе 889 (597) незаконных правовых актов. Для устранения нарушений внесено 904 (776) представления, принесено 859 (586) протестов, в суды направлено 216 (171) исковых заявлений, подготовлено 122 (80) информации о состоянии законности. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 801 (670) лицо привлечено к дисциплинарной и 18 (42) лиц – к административной ответственности. По результатам проверок соблюдения федерального законодательства в следственные органы направлено 13 (16) материалов с постановлениями об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которых, возбуждено 10 (19) уголовных дел.

Надзорная деятельность совмещается с профилактикой коррупции путем правового просвещения. Представителями прокуратуры области по вопросам противодействия коррупции осуществлено 667 выступлений в средствах массовой информации, проведено 54 мероприятия правовой и антикоррупционной направленности в формах «круглого стола», научно-практического семинара, в том числе с выездом сотрудников аппарата прокуратуры области для участия в повышении квалификации работников органов местного самоуправления, организован ряд мероприятий антикоррупционной направленности с участием общественных объединений и организаций.

Основные усилия прокуратуры были направлены на обеспечение организации противодействия коррупции в муниципальных органах, в том числе вопросам правового регулирования, активизации деятельности лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Только по результатам проведения одной проверки в деятельности органов местного самоуправления, выявлено 2583 нарушения, для устранения которых принесен 391 протест, внесено 403 представления, направлено 149 информаций, в суды направлено 98 заявлений. К дисциплинарной ответственности привлечено 260 лиц. В частности, значительная часть мероприятий, планов по противодействию коррупции отражала текущую деятельность и не предусматривала достижение определенных результатов. Для устранения 150 выявленных нарушений внесено 67 представлений, принесено 20 протестов, направлено 52 информации.

Прокурорскими проверками выявлено более 1000 нарушений в части полноты и достоверности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По требованию прокуратуры виновные лица, в том числе министр Правительства Тверской области, привлечены к дисциплинарной ответственности.

В 2014 г. поступило 444 (435) сообщения о коррупционных преступлениях, из них: в СУ СК России по Тверской области – 271 (243) сообщение, в УМВД России по Тверской области – 125 (156), в УФСБ России по Тверской области – 46 (37). Из числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности на учет поставлены 391(483) преступление: по ст. 159, 159.1-159.6 – 86 (81), ст. 160 – 106 (79), ст. 174.1 – 2 (0), ст. 201 – 1 (2), ст. 204 – 9 (1), ст. 285 – 4 (22), ст. 286 – 30 (37), ст. 290 – 44 (55), ст. ст. 291 и 291.1 – 100 (51), ст. 292 – 9 (73).

Окончено производством 367 (378) преступлений, приостановлено – 1 (0). Направлено в суд 197 уголовных дел по 270 преступлениям (115), из них: СУ СК России по Тверской области 155 (82), УМВД России по Тверской области 42 (32), УФСБ России по Тверской области 3 (1), – всего в отношении 232 (127) обвиняемых или +16,6 %. Раскрываемость составила 99,7 % (99 %).

Судами области рассмотрено 195 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 215 лиц (116 дел в отношении 126 лиц). При этом в особом порядке судебного разбирательства рассмотрено 123 уголовных дела в отношении 127 лиц (65 дел в отношении 67 лиц), с досудебным соглашением о сотрудничестве – 5 уголовных дел в отношении 5 лиц (3 дела в отношении 3 лиц).