Прокурор разъясняет

  • 31 декабря 2019, 11:39
О взаимодействии органов прокуратуры с Законодательным Собранием Тверской области и представительными органами местного самоуправления
  Текст

В соответствии со статьями 1 и 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.Современное законодательство развивается очень интенсивно, что требует от региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления оперативного реагирования на эти изменения и своевременного приведения в соответствие с ними своей правовой базы.Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия прокуратуры с Законодательным Собранием области и представительными органами местного самоуправления, которое призвано оказывать положительное влияние на выполнение общих задач в сфере нормотворчества.Участие прокуроров в правотворческой деятельности представительных органов областного и местного уровней нацелена на предотвращение принятия нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также инициирование принятия нормативных актов, необходимых для реализации федеральных законов.Требования к организации работы прокуроров в этой сфере закреплены в ряде приказов Генерального прокурора РФ, исходя из положений которых можно выделить три основных направления:- организация поступления, учета и проведения правовой экспертизы проектов законов и постановлений Законодательного Собрания области и решений представительных органов местного самоуправления;- инициирование принятия представительными органами нормативных правовых актов, в том числе их инициативная разработка самими прокурорами;- участие в заседаниях указанных органов.Эти направления охватывают все стадии принятия нормативных правовых актов, начиная от стадии разработки и заканчивая фактическим принятием. По этим трем направлениям и осуществляется взаимодействие прокуроров с областным и местными представительными органами.При проведении правовой экспертизы проекты НПА изучаются прокурорами на предмет соответствия федеральному законодательству, наличие коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники. При наличии данных фактов разработчику направляется отрицательное заключение на проект. Эта работа носит превентивный характер, поскольку позволяет выявить и устранить нарушения в нормативном акте уже на стадии его принятия, сократить число мер прокурорского реагирования на НПА.По результатам рассмотрения отрицательных заключений прокуратуры области в текущем году доработаны проекты законов «Об инновационно-промышленных парках Тверской области, экотехнопарках Тверской области и о внесении изменений в отдельные законы Тверской области», «О внесении изменений в статью 1 закона Тверской области «О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и статью 6 закона Тверской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования в Тверской области» и иные.Прокурором Кувшиновского района проведена правовая экспертиза проекта решения Собрания депутатов Кувшиновского района «Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Кувшиновского района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».Установлено, что данный проект разработан с превышением компетенции представительного органа, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление платы за присмотр и уход за ребенком, взимаемой с родителей (законных представителей), и ее размера отнесено к компетенции учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, то есть администрации Кувшиновского района. Кроме того, размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.В нарушение данных требований проектом решения предлагалось установить размер родительской платы выше размера, определенного для Кувшиновского района постановлением Правительства Тверской области от 26.01.2016 № 17-пп «Об установлении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории Тверской области». По результатам рассмотрения отрицательного заключения прокурора проект указанного муниципального нормативного правового акта снят с рассмотрения представительного органа.Обеспечено постоянное представительство прокуратуры области в Законодательном Собрании области, в том числе участие в заседаниях его постоянных комитетов и рабочих групп, а также пленарных заседаниях.Участие в сессиях представительных органов местного самоуправления, заседаниях их комиссий осуществляется прокурорами районного звена.Другим, не менее важным направлением взаимодействия органов прокуратуры и представительных органов, является инициирование прокурорами принятия нормативных правовых актов, в том числе путем самостоятельной разработки их проектов.Основаниями для реализации данных полномочий являются, прежде всего, результаты мониторинга изменений федерального законодательства, а также прокурорских проверок.В статье 100 Устава Тверской области закреплено, что право законодательной инициативы в Законодательном Собрании области принадлежит в числе прочих субъектов и прокурору Тверской области.Уставами всех муниципальных образований области правом нормотворческой инициативы наделены и межрайонные, районные прокуроры.В текущем году прокурором области право законодательной инициативы реализовано путем разработки и внесения в Законодательное Собрание области законодательных инициатив, предусматривающих внесение изменений в закон области «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Тверской области» и утвержденный постановлением Законодательного Собрания области Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тверской области; проектов законов Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», «Об ограничении на территории Тверской области розничной продажи электронных систем доставки никотина и жидкостей для них, а также иной никотиносодержащей продукции» и «О внесении изменений в закон Тверской области «Об административных правонарушениях». Проекты в сфере оценки регулирующего воздействия рассмотрены и приняты, законопроекты об ограничении на территории Тверской области розничной продажи электронных систем доставки никотина и жидкостей для них, а также иной никотиносодержащей продукции и о введении административной ответственности за нарушение указанного ограничения находятся на рассмотрении.Значительная работа по инициированию принятия представительными органами местного самоуправления нормативных правовых актов проделана межрайонными, районными прокурорами.Кашинским межрайонным прокурором в представительный орган городского округа направлен проект решения о внесении изменений в устав муниципального образования в целях приведения его в соответствие с изменениями в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части исключения из полномочий органов местного самоуправления регулирования тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (рассмотрен и принят).По результатам рассмотрения внесенных прокурором Западнодвинского района проектов нормативных актов приведены в соответствие с Федеральным законом от 27.12.2018 № 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме» административные регламенты осуществления муниципального жилищного контроля.Помимо разработки нормотворческих инициатив, прокурорами в представительные органы местного самоуправления вносились проекты модельных правовых актов, предложения в планы нормотворческой работы, направлялись представления, информации, предложения о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального и регионального законодательства нормативных правовых актов.Следует отметить, что в сфере регионального и муниципального нормотворчества сложилось конструктивное взаимодействие органов прокуратуры и представительных органов. Формы такого взаимодействия постоянно совершенствуются.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными(законодательными) и исполнительнымиорганами области, органами местногосамоуправления                                                      И.В. Архарова