Прокурор разъясняет - Прокуратура Тверской области
Прокурор разъясняет
- 8 февраля 2021, 08:56
Порядок проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и основывается, прежде всего, на принципе законности.
Митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Законным митингом признается митинг, который был согласован организатором митинга с органами исполнительной власти, он предусматривает подачу организатором уведомления о проведении митинга в соответствующий орган исполнительной власти.
Несанкционированным митингом признается митинг, который не был согласован с органами исполнительной власти субъекта РФ либо же органами местного самоуправления. Граждане, участвующие в таком митинге могут быть привлечены к административной ответственности.
В обязательном порядке каждому необходимо осознавать последствия участия в несанкционированном митинге. Начнем с административной ответственности.
Основной статьей, которую вменяют участникам несанкционированных акций, является ст. 20.2 КоАП РФ. Данная статья влечет административную ответственность не только для участников, но и для организаторов митинга. Часть 5 названной статьи - нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Часть 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ - участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
- 19.3 КоАП предусматривает административную ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. В основном санкция по данной статье предусматривает наказание в виде административного штрафа от 500 до 1000 рублей или административный арест до 15 суток.
Об уголовной ответственности за участие в несанкционированной акции.
Санкции за совершение преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения)., следующие - штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок. К уголовной ответственности может быть привлечен гражданин, достигший возраста 14 лет.
Статья 213 УК РФ предусматривает ответственность за хулиганство. Исходя из диспозиции ч.1 ст. 213 УК РФ хулиганство – это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
в) на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
Наказание по данной статье достаточно жесткое. Только за совершение деяния, предусмотренного ч.1 ст. 213 УК РФ, предусмотрены штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Часть вторая ст. 213 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение тех же деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанных с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка и более суровое наказание. Если те же действия совершены с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, - наказание предусмотрено исключительно в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет без какой-либо альтернативы.
Субъектом преступления по данной статье может выступать лицо, достигшее возраста 16 лет.
Еще одна статья 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). К уголовной ответственности по данной статье может быть привлечено лицо, достигшее 16 лет, если оно ранее привлекалось к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение 180 дней. Уголовное наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами влечет административную ответственность по ст.20.3 КоАП РФ и наказание в виде штрафа или административного ареста до 15 суток.
Органы исполнительной власти определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места).
Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Тверской области утвержден перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Тверской области.
Согласно ст.5.2 Закона Тверской области «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, уведомление о проведении которого не требуется, составляет 100 человек.
В соответствии с федеральным законодательством к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Законом Тверской области введены дополнительные ограничения к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается:
1) автомобильные дороги общего пользования в случаях, если это создает условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения;
2) тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские площадки;
3) учреждения культуры, физической культуры и спорта в период проведения в них культурных и спортивных мероприятий;
4) территории медицинских организаций;
5) территории, непосредственно прилегающие к жилым домам и многоквартирным домам, к домам системы социального обслуживания населения.
Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;
3) неисполнение организатором публичного мероприятия установленных законом обязанностей о порядке проведения публичных мероприятий.
Торжокский межрайонный прокурор И.В. Виноградова
Прокуратура Тверской области
8 февраля 2021, 08:56
МИТИНГ: ЧТО УЧАСТНИКУ НУЖНО ЗНАТЬ ЗАРАНЕЕ
Порядок проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и основывается, прежде всего, на принципе законности.
Митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Законным митингом признается митинг, который был согласован организатором митинга с органами исполнительной власти, он предусматривает подачу организатором уведомления о проведении митинга в соответствующий орган исполнительной власти.
Несанкционированным митингом признается митинг, который не был согласован с органами исполнительной власти субъекта РФ либо же органами местного самоуправления. Граждане, участвующие в таком митинге могут быть привлечены к административной ответственности.
В обязательном порядке каждому необходимо осознавать последствия участия в несанкционированном митинге. Начнем с административной ответственности.
Основной статьей, которую вменяют участникам несанкционированных акций, является ст. 20.2 КоАП РФ. Данная статья влечет административную ответственность не только для участников, но и для организаторов митинга. Часть 5 названной статьи - нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Часть 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ - участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
- 19.3 КоАП предусматривает административную ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. В основном санкция по данной статье предусматривает наказание в виде административного штрафа от 500 до 1000 рублей или административный арест до 15 суток.
Об уголовной ответственности за участие в несанкционированной акции.
Санкции за совершение преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения)., следующие - штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок. К уголовной ответственности может быть привлечен гражданин, достигший возраста 14 лет.
Статья 213 УК РФ предусматривает ответственность за хулиганство. Исходя из диспозиции ч.1 ст. 213 УК РФ хулиганство – это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
в) на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
Наказание по данной статье достаточно жесткое. Только за совершение деяния, предусмотренного ч.1 ст. 213 УК РФ, предусмотрены штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Часть вторая ст. 213 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение тех же деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанных с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка и более суровое наказание. Если те же действия совершены с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, - наказание предусмотрено исключительно в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет без какой-либо альтернативы.
Субъектом преступления по данной статье может выступать лицо, достигшее возраста 16 лет.
Еще одна статья 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). К уголовной ответственности по данной статье может быть привлечено лицо, достигшее 16 лет, если оно ранее привлекалось к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение 180 дней. Уголовное наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами влечет административную ответственность по ст.20.3 КоАП РФ и наказание в виде штрафа или административного ареста до 15 суток.
Органы исполнительной власти определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места).
Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Тверской области утвержден перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Тверской области.
Согласно ст.5.2 Закона Тверской области «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, уведомление о проведении которого не требуется, составляет 100 человек.
В соответствии с федеральным законодательством к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Законом Тверской области введены дополнительные ограничения к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается:
1) автомобильные дороги общего пользования в случаях, если это создает условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения;
2) тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские площадки;
3) учреждения культуры, физической культуры и спорта в период проведения в них культурных и спортивных мероприятий;
4) территории медицинских организаций;
5) территории, непосредственно прилегающие к жилым домам и многоквартирным домам, к домам системы социального обслуживания населения.
Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;
3) неисполнение организатором публичного мероприятия установленных законом обязанностей о порядке проведения публичных мероприятий.
Торжокский межрайонный прокурор И.В. Виноградова
Все права защищены