Интервью и выступления - Прокуратура Томской области
Интервью и выступления
- 16 февраля 2023, 10:02
- Александрин Валерий Иванович
Или пить, или рулить…
Достаточны ли меры в борьбе с нетрезвыми водителями
Численность сообщений в средствах массовой информации, социальных сетях о дорожно-транспортных происшествиях, грубых нарушениях правил дорожного движения, некорректности поведения водителей в последнее время заметно выросла.
В середине декабря прошлого года большой общественный резонанс вызвала авария на трассе Томск - Мариинск, когда в результате столкновения грузовика с автомобилем скорой помощи погибли четыре сотрудника Перинатального центра, спешившие к пациентке. Сообщалось, что водитель грузовика находился в состоянии опьянения.
Известны факты, когда лица, лишенные водительских прав, в том числе за нетрезвое вождение, игнорируют запреты и продолжают управлять транспортными средствами в пьяном виде. По данным ГИБДД, только за неделю было задержано 38 пьяных водителей. На сайте прокуратуры области достаточно часто размещается информация об осуждении лиц, повторно управлявших автотранспортом в состоянии опьянения.
Об этом мы поговорили с заместителем прокурора Томской области Валерием АЛЕКСАНДРИНЫМ.
- Валерий Иванович! Когда пьяное вождение становится преступлением?
- Начнем с истории введения уголовной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. В некоторых источниках указывается, что впервые в мире за вождение в пьяном виде был наказан в 1897 году лондонский таксист, который после употребления 2-3 кружек пива, не справился с управлением и врезался в дом. За это на него наложен был штраф 20 шиллингов.
Если проанализировать советское и российское законодательство, то долгое время не разграничивалось наказание за нарушение правил дорожного движения трезвых и нетрезвых водителей. Лишь в 1956 году введена административная ответственность за пьяное управление автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом.
В 1968 г. в Уголовном кодексе РСФСР появилась статья 211.1, в соответствии с которой преступлением признавалось повторное в течение года управление транспортом в пьяном виде, за что виновный мог лишиться не только водительских прав до трех лет, но и быть приговорен к уголовному наказанию вплоть до лишения свободы.
Данная норма просуществовала до 1992 года, после чего вплоть до 2015 года пьяное вождение наказывалось только в административном порядке.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».Название говорит само за себя – уголовное дело может быть возбуждено, если лицо, будучи подвергнутым административному наказанию, вновь управляет транспортным средством в нетрезвом виде.
Замечу, что к находящимся в состоянии опьянения, неважно – алкогольного или наркотического, приравниваются и водители, которые не выполнили законные требования уполномоченных сотрудников о прохождении медицинского освидетельствования. Таких тоже немало.
Однако мер по борьбе с «пьяными водителями» оказалось недостаточно, в целом по России сложилась устойчивая тенденция к росту повторных преступлений, что говорило о неэффективности действующих санкций.
В июле 2021 года в Уголовный кодекс РФ внесены изменения – в статье 264.1 появилась часть 2, которая устанавливает уголовную ответственность за управление механическими транспортными средствами в состоянии опьянения лиц, имеющих судимость за аналогичное деяние или нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств в состоянии опьянения, предусмотренными частями 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ.
Кроме того, в июле 2022 года законодатель предусмотрел конфискацию транспортного средства пьяного водителя.
- Как складывается практика назначения уголовного наказания за управление транспортными средствами в состоянии опьянения ранее судимых за аналогичные деяния?
- За такие преступления предусмотрены различные виды уголовных наказаний: штраф от 300 до 500 тысяч руб., или в размере заработка осужденного за период от 2 до 3 лет, или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 3 лет, или принудительные работы до 3 лет, или лишение свободы до 3 лет.
Дополнительно, наряду с одним из перечисленных основных видов наказаний, виновный подлежит лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как правило, связанной с управлением транспортными средствами, на срок до шести лет.
В прошлом году суды области вынесли приговоры в отношении чуть более ста человек, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения и имевших непогашенную судимость за аналогичное деяние.
Если в 2021 году реальное лишение свободы назначалось примерно 40% осужденных, то в прошлом году – более чем трем четвертям (77,2%).
Ужесточение наказания обусловлено как общественной опасностью данного деяния, обеспечением справедливости наказания, так и целью предупредить совершение новых преступлений.
У нас были случаи, когда граждане, будучи по 3-4 раза судимыми к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не имея права на управление транспортными средствами, продолжали управлять автомобилями в нетрезвом состоянии. Предыдущие привлечения к уголовной ответственности не повлияли на их поведение. Скорее, гуманное наказание, шанс исправиться породили веру в безнаказанность, вседозволенность, неуважительное отношение к закону. Согласитесь, это недопустимо. Пьяный водитель ставит под угрозу не только свою жизнь и здоровье, но и других участников дорожного движения.
Вопросы назначения наказания за повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии поставлены в прокуратуре на особый контроль.
Государственные обвинители при участии в рассмотрении судами таких уголовных дел стали строже подходить к формированию своей позиции по мере наказания, исходить из конкретных обстоятельств совершения преступления, данных, характеризующих личность виновного, больше уделять внимания оценке влияния предыдущего наказания.
Если в предыдущие годы лица, совершившие такие преступления во второй раз, крайне редко направлялись в колонию, то в настоящее время правоприменительная практика изменилась: если человек не сделал должных выводов после первого приговора, то заслуживает более строгого наказания.
Например, житель Шегарского района за управление автомобилем в состоянии опьянения в прошлом году был приговорен к 300 часам обязательных работ с лишением права управлять транспортными средствами, однако не прошло и месяца после осуждения, в июле он вновь задержан пьяным при управлении машиной. Суд согласился с предложением обвинителя, определив осужденному лишение свободы на 1 год 6 месяцев 10 дней.
По ряду дел, посчитав наказание, не связанное с изоляцией от общества, мягким, прокуроры обжаловали приговоры в суды вышестоящих инстанций и нашли там понимание.
К примеру, Томский областной суд согласился с доводами прокурора о несправедливости условного лишения свободы жителю г. Томска, который, будучи судимым в 2016 г. по ст. 264.1 УК РФ, в 2021 г. угнал автомобиль и управлял им в нетрезвом состоянии. Приговор районного суда изменен – осужденный направлен в исправительную колонию.
Хотя с момента первой судимости прошел значительный срок, однако стойкого правопослушного поведения у человека не сформировалось. Оставлять его при таких обстоятельствах на свободе чревато совершением новых преступлений.
- Человек, уже наказан в административном порядке, осужден за аналогичное нарушение, то есть знает последствия своего поведения. Что побуждает повторно сесть за руль в нетрезвом состоянии?
- В ходе расследования и в суде, конечно, выясняются мотивы совершения преступления. Должен сказать, что каких-то исключительных уважительных причин нет. Приведу несколько примеров. Дважды судимый за управление автомобилем в состоянии опьянения 37-летний стрежевчанин в третий раз был задержан при возвращении домой после того, как выпил только что купленное в магазине пиво. Поскольку новое преступление совершено через полгода после последнего приговора в период условного осуждения, поездка в магазин любителю пива обошлась в два года лишения свободы, после отбытия которого он три года не может управлять транспортными средствами.
Нигде не работавший северчанин, будучи дважды судим к обязательным работам по ст. 264.1 УК РФ, в июле (не прошло и трех недель со дня вынесения последнего приговора) в нетрезвом состоянии перегонял в Северск свой автомобиль «HondaFit» из автосервиса, расположенного в г. Томске. А затем ночью в сентябре опять ездил в г. Томске на другой своей машине «Mazda». Итог – 1 год 8 месяцев 15 дней лишения свободы.
У некоторых под влиянием спиртного вдруг просыпаются родственные чувства. К примеру, в Асиновском районе у молодого человека возникло острое желание навестить бабушку, проживающую в одном из сел, к которой он отправился после 23 часов.
Не единичны случаи, когда поездка совершается для приобретения спиртного.
Так, когда у жителя пос. Белый Яр дома закончилось спиртное, он на мотоцикле съездил за водкой в магазин. Ночью вновь оправился в кафе за новой порцией алкоголя, после распития которого во время поездки по селу остановлен сотрудниками полиции. Примечательно, что за полтора месяца до случившегося мужчина был осужден к обязательным работам за аналогичные действия. В соответствии с предложениями прокурора мужчина проведет 10 месяцев в колонии-поселении.
В октябре прошлого года Северский городской суд осудил к двум с половиной годам лишения свободы мужчину, который после употребления алкоголя с разрешения хозяйки автомобиля повез ее с подругой в пять часов утра на озеро, где они продолжили выпивку. При возвращении, увидев сотрудников ГИБДД, остановился, пытался пересесть на заднее пассажирское сидение, однако это его не спасло.
Все достаточно банально – уверенность в том, что не понесут ощутимой ответственности, чувство безнаказанности, нежелание менять своего поведения приводят к тому, что люди вновь садятся пьяными за руль.
- Расскажите о конфискации транспортных средств.
- Федеральным законом от 14 июля 2022 года, введенным в действие с 25 июля, внесены изменения в статью 104.1 УК РФ, в соответствии с которой предусмотрена конфискация транспортного средства, принадлежащего осужденному и использованного им при управлении в состоянии опьянения, или будучи лишенным права управления транспортным средством.
Авторы законопроекта обосновали введение такой меры уголовно-правового характера необходимостью воздействия на злостных нарушителей.
Думаю, что это оправданно. Судебная практика красноречиво свидетельствует о том, что запрет заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортом, лишение водительских прав, не всегда останавливают от повторных аналогичных нарушений. Транспортное средство – это источник повышенной опасности. И если его владелец не соблюдает правила обращения с ним, не понимает, какую угрозу для окружающих представляет его своевольное поведение, тогда остается лишить его этого источника повышенной опасности.
Прокуроры при наличии всех предусмотренных в законе оснований предлагают судам обратить транспортные средства в доход государства. По имеющимся данным, в 2022 году эта мера применена к 15 осужденным, за январь нынешнего года – пять.
Например, в декабре прошлого года Кировский суд г. Томска конфисковал автомобиль «Mercedes-benzGLK 300», собственник которого - финансовый директор одного из ООО, повторно управлял им в нетрезвом состоянии.
Надо заметить, что в доход государства обращались не только автомобили отечественного и зарубежного производства. В Александровском районе в доход государства обращен мопед. Была и конфискация мотоцикла.
Как видите, наказание – неизбежно.
Александрин Валерий Иванович
16 февраля 2023, 10:02
Интервью заместителя прокурора Томской области Валерия Александрина областной ежедневной газете «Красное Знамя»
Или пить, или рулить…
Достаточны ли меры в борьбе с нетрезвыми водителями
Численность сообщений в средствах массовой информации, социальных сетях о дорожно-транспортных происшествиях, грубых нарушениях правил дорожного движения, некорректности поведения водителей в последнее время заметно выросла.
В середине декабря прошлого года большой общественный резонанс вызвала авария на трассе Томск - Мариинск, когда в результате столкновения грузовика с автомобилем скорой помощи погибли четыре сотрудника Перинатального центра, спешившие к пациентке. Сообщалось, что водитель грузовика находился в состоянии опьянения.
Известны факты, когда лица, лишенные водительских прав, в том числе за нетрезвое вождение, игнорируют запреты и продолжают управлять транспортными средствами в пьяном виде. По данным ГИБДД, только за неделю было задержано 38 пьяных водителей. На сайте прокуратуры области достаточно часто размещается информация об осуждении лиц, повторно управлявших автотранспортом в состоянии опьянения.
Об этом мы поговорили с заместителем прокурора Томской области Валерием АЛЕКСАНДРИНЫМ.
- Валерий Иванович! Когда пьяное вождение становится преступлением?
- Начнем с истории введения уголовной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. В некоторых источниках указывается, что впервые в мире за вождение в пьяном виде был наказан в 1897 году лондонский таксист, который после употребления 2-3 кружек пива, не справился с управлением и врезался в дом. За это на него наложен был штраф 20 шиллингов.
Если проанализировать советское и российское законодательство, то долгое время не разграничивалось наказание за нарушение правил дорожного движения трезвых и нетрезвых водителей. Лишь в 1956 году введена административная ответственность за пьяное управление автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом.
В 1968 г. в Уголовном кодексе РСФСР появилась статья 211.1, в соответствии с которой преступлением признавалось повторное в течение года управление транспортом в пьяном виде, за что виновный мог лишиться не только водительских прав до трех лет, но и быть приговорен к уголовному наказанию вплоть до лишения свободы.
Данная норма просуществовала до 1992 года, после чего вплоть до 2015 года пьяное вождение наказывалось только в административном порядке.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».Название говорит само за себя – уголовное дело может быть возбуждено, если лицо, будучи подвергнутым административному наказанию, вновь управляет транспортным средством в нетрезвом виде.
Замечу, что к находящимся в состоянии опьянения, неважно – алкогольного или наркотического, приравниваются и водители, которые не выполнили законные требования уполномоченных сотрудников о прохождении медицинского освидетельствования. Таких тоже немало.
Однако мер по борьбе с «пьяными водителями» оказалось недостаточно, в целом по России сложилась устойчивая тенденция к росту повторных преступлений, что говорило о неэффективности действующих санкций.
В июле 2021 года в Уголовный кодекс РФ внесены изменения – в статье 264.1 появилась часть 2, которая устанавливает уголовную ответственность за управление механическими транспортными средствами в состоянии опьянения лиц, имеющих судимость за аналогичное деяние или нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств в состоянии опьянения, предусмотренными частями 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ.
Кроме того, в июле 2022 года законодатель предусмотрел конфискацию транспортного средства пьяного водителя.
- Как складывается практика назначения уголовного наказания за управление транспортными средствами в состоянии опьянения ранее судимых за аналогичные деяния?
- За такие преступления предусмотрены различные виды уголовных наказаний: штраф от 300 до 500 тысяч руб., или в размере заработка осужденного за период от 2 до 3 лет, или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 3 лет, или принудительные работы до 3 лет, или лишение свободы до 3 лет.
Дополнительно, наряду с одним из перечисленных основных видов наказаний, виновный подлежит лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как правило, связанной с управлением транспортными средствами, на срок до шести лет.
В прошлом году суды области вынесли приговоры в отношении чуть более ста человек, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения и имевших непогашенную судимость за аналогичное деяние.
Если в 2021 году реальное лишение свободы назначалось примерно 40% осужденных, то в прошлом году – более чем трем четвертям (77,2%).
Ужесточение наказания обусловлено как общественной опасностью данного деяния, обеспечением справедливости наказания, так и целью предупредить совершение новых преступлений.
У нас были случаи, когда граждане, будучи по 3-4 раза судимыми к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не имея права на управление транспортными средствами, продолжали управлять автомобилями в нетрезвом состоянии. Предыдущие привлечения к уголовной ответственности не повлияли на их поведение. Скорее, гуманное наказание, шанс исправиться породили веру в безнаказанность, вседозволенность, неуважительное отношение к закону. Согласитесь, это недопустимо. Пьяный водитель ставит под угрозу не только свою жизнь и здоровье, но и других участников дорожного движения.
Вопросы назначения наказания за повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии поставлены в прокуратуре на особый контроль.
Государственные обвинители при участии в рассмотрении судами таких уголовных дел стали строже подходить к формированию своей позиции по мере наказания, исходить из конкретных обстоятельств совершения преступления, данных, характеризующих личность виновного, больше уделять внимания оценке влияния предыдущего наказания.
Если в предыдущие годы лица, совершившие такие преступления во второй раз, крайне редко направлялись в колонию, то в настоящее время правоприменительная практика изменилась: если человек не сделал должных выводов после первого приговора, то заслуживает более строгого наказания.
Например, житель Шегарского района за управление автомобилем в состоянии опьянения в прошлом году был приговорен к 300 часам обязательных работ с лишением права управлять транспортными средствами, однако не прошло и месяца после осуждения, в июле он вновь задержан пьяным при управлении машиной. Суд согласился с предложением обвинителя, определив осужденному лишение свободы на 1 год 6 месяцев 10 дней.
По ряду дел, посчитав наказание, не связанное с изоляцией от общества, мягким, прокуроры обжаловали приговоры в суды вышестоящих инстанций и нашли там понимание.
К примеру, Томский областной суд согласился с доводами прокурора о несправедливости условного лишения свободы жителю г. Томска, который, будучи судимым в 2016 г. по ст. 264.1 УК РФ, в 2021 г. угнал автомобиль и управлял им в нетрезвом состоянии. Приговор районного суда изменен – осужденный направлен в исправительную колонию.
Хотя с момента первой судимости прошел значительный срок, однако стойкого правопослушного поведения у человека не сформировалось. Оставлять его при таких обстоятельствах на свободе чревато совершением новых преступлений.
- Человек, уже наказан в административном порядке, осужден за аналогичное нарушение, то есть знает последствия своего поведения. Что побуждает повторно сесть за руль в нетрезвом состоянии?
- В ходе расследования и в суде, конечно, выясняются мотивы совершения преступления. Должен сказать, что каких-то исключительных уважительных причин нет. Приведу несколько примеров. Дважды судимый за управление автомобилем в состоянии опьянения 37-летний стрежевчанин в третий раз был задержан при возвращении домой после того, как выпил только что купленное в магазине пиво. Поскольку новое преступление совершено через полгода после последнего приговора в период условного осуждения, поездка в магазин любителю пива обошлась в два года лишения свободы, после отбытия которого он три года не может управлять транспортными средствами.
Нигде не работавший северчанин, будучи дважды судим к обязательным работам по ст. 264.1 УК РФ, в июле (не прошло и трех недель со дня вынесения последнего приговора) в нетрезвом состоянии перегонял в Северск свой автомобиль «HondaFit» из автосервиса, расположенного в г. Томске. А затем ночью в сентябре опять ездил в г. Томске на другой своей машине «Mazda». Итог – 1 год 8 месяцев 15 дней лишения свободы.
У некоторых под влиянием спиртного вдруг просыпаются родственные чувства. К примеру, в Асиновском районе у молодого человека возникло острое желание навестить бабушку, проживающую в одном из сел, к которой он отправился после 23 часов.
Не единичны случаи, когда поездка совершается для приобретения спиртного.
Так, когда у жителя пос. Белый Яр дома закончилось спиртное, он на мотоцикле съездил за водкой в магазин. Ночью вновь оправился в кафе за новой порцией алкоголя, после распития которого во время поездки по селу остановлен сотрудниками полиции. Примечательно, что за полтора месяца до случившегося мужчина был осужден к обязательным работам за аналогичные действия. В соответствии с предложениями прокурора мужчина проведет 10 месяцев в колонии-поселении.
В октябре прошлого года Северский городской суд осудил к двум с половиной годам лишения свободы мужчину, который после употребления алкоголя с разрешения хозяйки автомобиля повез ее с подругой в пять часов утра на озеро, где они продолжили выпивку. При возвращении, увидев сотрудников ГИБДД, остановился, пытался пересесть на заднее пассажирское сидение, однако это его не спасло.
Все достаточно банально – уверенность в том, что не понесут ощутимой ответственности, чувство безнаказанности, нежелание менять своего поведения приводят к тому, что люди вновь садятся пьяными за руль.
- Расскажите о конфискации транспортных средств.
- Федеральным законом от 14 июля 2022 года, введенным в действие с 25 июля, внесены изменения в статью 104.1 УК РФ, в соответствии с которой предусмотрена конфискация транспортного средства, принадлежащего осужденному и использованного им при управлении в состоянии опьянения, или будучи лишенным права управления транспортным средством.
Авторы законопроекта обосновали введение такой меры уголовно-правового характера необходимостью воздействия на злостных нарушителей.
Думаю, что это оправданно. Судебная практика красноречиво свидетельствует о том, что запрет заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортом, лишение водительских прав, не всегда останавливают от повторных аналогичных нарушений. Транспортное средство – это источник повышенной опасности. И если его владелец не соблюдает правила обращения с ним, не понимает, какую угрозу для окружающих представляет его своевольное поведение, тогда остается лишить его этого источника повышенной опасности.
Прокуроры при наличии всех предусмотренных в законе оснований предлагают судам обратить транспортные средства в доход государства. По имеющимся данным, в 2022 году эта мера применена к 15 осужденным, за январь нынешнего года – пять.
Например, в декабре прошлого года Кировский суд г. Томска конфисковал автомобиль «Mercedes-benzGLK 300», собственник которого - финансовый директор одного из ООО, повторно управлял им в нетрезвом состоянии.
Надо заметить, что в доход государства обращались не только автомобили отечественного и зарубежного производства. В Александровском районе в доход государства обращен мопед. Была и конфискация мотоцикла.
Как видите, наказание – неизбежно.
Все права защищены
Телефон: +7 (382-2)-52-74-95
Телефон: +7 (382-2)-52-75-98