Интервью и выступления

Интервью заместителя прокурора Томской области Валерия Александрина областной ежедневной газете «Красное Знамя»
  Текст

 

Или пить, или рулить…

Достаточны ли меры в борьбе с нетрезвыми водителями

Численность сообщений в средствах массовой  информации, социальных сетях о дорожно-транспортных происшествиях, грубых нарушениях правил дорожного движения, некорректности  поведения водителей в последнее время заметно выросла.  
В середине декабря  прошлого года  большой общественный  резонанс  вызвала авария на трассе Томск - Мариинск, когда  в результате столкновения  грузовика с автомобилем  скорой помощи  погибли четыре сотрудника Перинатального центра, спешившие  к пациентке. Сообщалось, что водитель грузовика находился  в состоянии опьянения.   
Известны  факты, когда лица, лишенные водительских прав, в том  числе  за нетрезвое  вождение, игнорируют  запреты и продолжают управлять транспортными средствами в пьяном  виде. По данным ГИБДД, только за неделю было задержано 38 пьяных водителей. На сайте прокуратуры области достаточно часто размещается информация об осуждении лиц, повторно управлявших автотранспортом в состоянии опьянения.
Об этом мы поговорили с заместителем прокурора Томской области Валерием АЛЕКСАНДРИНЫМ.

- Валерий  Иванович! Когда пьяное  вождение становится  преступлением?
- Начнем с истории введения уголовной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. В некоторых источниках указывается, что впервые в мире за вождение в пьяном виде был наказан в 1897 году лондонский таксист, который после употребления 2-3 кружек пива, не справился  с управлением и врезался  в дом. За это на него наложен  был штраф 20 шиллингов.
Если проанализировать советское и российское законодательство, то долгое время не разграничивалось наказание за нарушение правил дорожного движения трезвых и нетрезвых водителей. Лишь в 1956 году введена административная ответственность за пьяное управление автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом.
В 1968 г. в Уголовном кодексе РСФСР появилась статья 211.1, в соответствии с которой преступлением признавалось повторное в течение года управление транспортом в пьяном виде, за что виновный мог лишиться не только водительских прав до трех лет, но и быть приговорен к  уголовному наказанию вплоть до лишения свободы.  
Данная норма просуществовала  до 1992 года, после  чего вплоть до 2015 года пьяное вождение наказывалось только в административном  порядке.
Федеральным законом от 31 декабря  2014 г. Уголовный  кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».Название говорит само за себя – уголовное  дело может быть возбуждено, если лицо, будучи подвергнутым административному наказанию, вновь управляет транспортным  средством в нетрезвом  виде.
Замечу, что к находящимся в состоянии опьянения, неважно – алкогольного или наркотического, приравниваются и водители, которые не выполнили законные требования уполномоченных сотрудников о прохождении медицинского освидетельствования. Таких тоже немало.
Однако мер по борьбе с «пьяными водителями» оказалось недостаточно,  в целом по России сложилась устойчивая тенденция  к  росту повторных преступлений, что говорило о неэффективности  действующих санкций.
В июле 2021 года в Уголовный кодекс  РФ внесены  изменения – в статье 264.1 появилась часть 2, которая устанавливает уголовную ответственность за управление механическими транспортными  средствами в состоянии опьянения  лиц, имеющих  судимость за аналогичное деяние или нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств в состоянии опьянения, предусмотренными частями 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ.
Кроме того, в июле 2022 года законодатель предусмотрел конфискацию транспортного средства пьяного водителя.

- Как складывается практика назначения уголовного наказания за управление транспортными средствами в состоянии опьянения ранее судимых за аналогичные деяния?
-  За такие преступления предусмотрены различные  виды  уголовных наказаний: штраф от 300 до 500 тысяч руб., или в размере заработка осужденного за период от 2 до 3 лет, или исправительные  работы до 2 лет, или ограничение  свободы до 3 лет, или принудительные  работы до 3 лет, или лишение  свободы до 3 лет.
  Дополнительно, наряду  с одним  из перечисленных основных видов  наказаний, виновный подлежит лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как правило, связанной с управлением  транспортными  средствами, на срок  до  шести лет.
В прошлом году суды области вынесли  приговоры в отношении чуть более ста человек, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения и имевших непогашенную судимость за аналогичное  деяние.
Если  в 2021 году реальное  лишение свободы назначалось примерно  40% осужденных, то в прошлом году –  более чем трем  четвертям (77,2%).
Ужесточение наказания обусловлено как общественной  опасностью данного деяния, обеспечением справедливости наказания,  так и целью предупредить совершение  новых  преступлений.
У нас были случаи, когда граждане, будучи по 3-4 раза судимыми к наказаниям, не связанным  с лишением свободы, не имея  права  на управление  транспортными средствами, продолжали управлять автомобилями в нетрезвом состоянии. Предыдущие привлечения  к уголовной ответственности не повлияли на их  поведение. Скорее, гуманное наказание, шанс исправиться породили веру в безнаказанность, вседозволенность, неуважительное отношение к закону.  Согласитесь, это недопустимо. Пьяный водитель ставит  под угрозу не только свою жизнь и здоровье, но и других  участников дорожного движения.
Вопросы назначения наказания за повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии поставлены  в прокуратуре на особый контроль.
Государственные обвинители при участии в рассмотрении судами таких уголовных  дел стали  строже подходить к формированию своей позиции по мере наказания, исходить  из  конкретных обстоятельств совершения преступления, данных, характеризующих личность  виновного, больше уделять внимания оценке влияния предыдущего наказания.
Если в предыдущие годы  лица, совершившие  такие преступления во второй раз, крайне редко направлялись в колонию, то в настоящее время правоприменительная практика изменилась: если человек не сделал должных выводов после первого приговора, то заслуживает более строгого наказания.
Например, житель Шегарского района  за управление автомобилем в состоянии опьянения  в прошлом году  был приговорен к  300 часам обязательных работ с лишением права управлять транспортными средствами, однако не прошло и месяца после осуждения,  в июле он вновь задержан пьяным при управлении машиной. Суд согласился с предложением обвинителя, определив осужденному лишение свободы на 1 год 6 месяцев 10 дней.
По ряду дел, посчитав наказание, не связанное с изоляцией от общества, мягким, прокуроры обжаловали приговоры  в суды вышестоящих инстанций и нашли там понимание.
К примеру, Томский областной суд согласился  с доводами прокурора о  несправедливости условного лишения  свободы жителю г. Томска, который, будучи судимым в 2016 г. по ст. 264.1 УК РФ,  в 2021 г. угнал автомобиль и управлял им в нетрезвом состоянии. Приговор районного суда изменен – осужденный направлен в исправительную колонию.
Хотя с момента  первой  судимости прошел  значительный срок,  однако стойкого правопослушного поведения у человека не сформировалось. Оставлять его при таких обстоятельствах на свободе чревато совершением новых преступлений.

- Человек, уже  наказан в административном порядке, осужден  за аналогичное нарушение, то есть знает последствия своего поведения. Что побуждает повторно сесть  за руль в нетрезвом состоянии?
- В ходе  расследования и в суде, конечно, выясняются  мотивы совершения  преступления. Должен сказать, что каких-то исключительных уважительных причин нет. Приведу несколько примеров. Дважды  судимый за управление автомобилем в состоянии опьянения 37-летний  стрежевчанин в третий раз был задержан при возвращении домой  после того, как выпил только что купленное   в магазине  пиво. Поскольку новое  преступление совершено через полгода после   последнего приговора в период условного осуждения, поездка в магазин любителю пива обошлась  в два года лишения свободы, после отбытия которого он три года не может  управлять транспортными средствами.
Нигде не работавший северчанин, будучи  дважды судим  к обязательным работам  по ст. 264.1 УК РФ,  в июле (не прошло и трех недель со дня  вынесения последнего приговора) в нетрезвом  состоянии перегонял в Северск свой  автомобиль «HondaFit» из автосервиса, расположенного в г. Томске. А затем ночью в сентябре опять ездил  в г. Томске на другой своей  машине «Mazda».  Итог – 1 год 8 месяцев 15 дней лишения свободы.
У некоторых  под влиянием спиртного вдруг просыпаются родственные  чувства. К примеру, в Асиновском  районе у молодого человека возникло острое желание навестить бабушку, проживающую в одном из сел, к которой он отправился  после  23 часов.  
Не единичны случаи,  когда поездка совершается для  приобретения спиртного.
Так,  когда у жителя пос. Белый Яр дома  закончилось спиртное,  он на мотоцикле съездил за водкой в магазин. Ночью вновь оправился в кафе за новой  порцией  алкоголя, после распития  которого во время  поездки по селу остановлен сотрудниками полиции. Примечательно, что за полтора месяца до случившегося мужчина был осужден к обязательным работам за аналогичные  действия. В соответствии с предложениями прокурора мужчина проведет 10 месяцев в колонии-поселении.
В октябре прошлого года Северский  городской суд  осудил к двум с половиной  годам лишения  свободы мужчину, который после  употребления алкоголя с разрешения хозяйки автомобиля повез ее с подругой в пять часов  утра на озеро, где они продолжили выпивку. При возвращении, увидев сотрудников  ГИБДД, остановился, пытался пересесть на заднее пассажирское сидение, однако это  его не спасло.
Все  достаточно банально – уверенность  в том, что не понесут ощутимой ответственности,  чувство безнаказанности, нежелание  менять своего поведения приводят  к тому, что люди вновь садятся пьяными за руль.

- Расскажите о конфискации транспортных средств.
- Федеральным законом от 14  июля 2022 года,  введенным в действие  с 25 июля, внесены  изменения  в  статью 104.1  УК РФ, в соответствии с которой предусмотрена конфискация  транспортного средства, принадлежащего осужденному  и использованного им при управлении в состоянии опьянения, или будучи лишенным права управления транспортным средством.
Авторы  законопроекта обосновали введение такой  меры уголовно-правового характера необходимостью воздействия  на злостных нарушителей.
Думаю, что это оправданно. Судебная практика красноречиво  свидетельствует о том, что запрет заниматься  деятельностью, связанной  с управлением транспортом, лишение  водительских прав, не всегда останавливают от повторных аналогичных нарушений. Транспортное средство – это источник  повышенной  опасности. И если его владелец не соблюдает правила  обращения с ним, не понимает, какую угрозу  для  окружающих представляет его своевольное поведение, тогда остается лишить его этого источника повышенной  опасности.
Прокуроры при наличии всех предусмотренных в законе оснований предлагают судам обратить транспортные средства в доход государства. По имеющимся данным,  в 2022 году эта мера  применена к 15 осужденным, за январь нынешнего года – пять.
Например, в декабре прошлого года Кировский  суд г. Томска конфисковал автомобиль «Mercedes-benzGLK 300», собственник которого - финансовый директор одного из ООО,   повторно управлял им в нетрезвом состоянии.
Надо заметить, что в доход государства обращались не только автомобили отечественного и зарубежного производства. В Александровском районе в доход государства обращен мопед. Была и конфискация мотоцикла.
Как видите, наказание – неизбежно.

 

Распечатать