Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 28 июля 2020, 17:22
Итоги работы органов прокуратуры области по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за первое полугодие 2020 года
  Текст

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, проводимая органами прокуратуры, является одним из рычагов борьбы с коррупционными проявлениями.

Так, в первом полугодии 2020 года при проведении антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры области изучено 4367 нормативных правовых актов. По результатам экспертизы принесено 565 протестов, внесено 99 требований об изменении нормативных правовых актов с целью устранения коррупциогенных факторов.

Наиболее часто выявляются такие коррупциогенные факторы, как «широта дискреционных полномочий», «отсутствие или неполнота административных процедур», «наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права».

Так, аппаратом прокуратуры области при проведении антикоррупционной экспертизы приказа комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку от 10.04.2020 № 31 «Об утверждении порядка конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказывается финансовая поддержка в виде выдачи микрозаймов Микрокредитной компанией Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства на выплату заработной платы» выявлены коррупциогенные факторы. В данном приказе содержалась норма, согласно которой репутацию субъектов малого и среднего предпринимательства, его владельцев, поручителей или залогодателей можно было признать отрицательной, а, следовательно, отказать в выдаче микрозайма. Вместе с тем конкретных критериев, по которым возможно признавать репутацию таковой, данный акт не предусматривал.  Более того, сведения о своей деловой репутации предприниматели согласно приказу могли направлять в произвольной письменной форме, тем самым самостоятельно определяя необходимость в тех или иных документах, что, в свою очередь, предоставляло чиновникам возможность сделать необоснованное исключение из общего порядка для отдельных субъектов предпринимательства.  Отсутствовал в данном нормативном правовом акте и конкретный перечень документов, которые соискатели должны были предоставить для подтверждения ухудшения своего финансового положения, что могло привести к злоупотреблению должностными лицами правом заявителя. В приказе не были указаны основания для принятия решения об отказе в выдаче микрозайма и аннулировании решения о его выдаче, а следовательно, для чиновников были созданы условия для произвольного подхода и принятия юридически значимых решений.

С целью исключения указанных коррупциогенных факторов 19.05.2020 председателю комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку прокурором области внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено, вышеуказанные коррупциогенные факторы устранены.