Прокурор разъясняет

  • 4 октября 2022, 17:03
Правовой статус потребителя
  Текст

Права и обязанности потребителя регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другими нормативно-правовыми актами.

Законодатель определяет понятие «потребитель» как  гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» устанавливает  следующие права потребителей:

  1. Право на качество товара (работы, услуги) обеспечивает потребителю извлечение из товара (работы, услуги) заявленных потребительских свойств. Любой товар или услуга должны соответствовать установленным обязательственным требованиям и заявленным характеристикам. Наличие неоговоренных недостатков в товаре является основанием для того, чтобы вернуть товар и предъявить в установленные сроки продавцу требования о возмещении убытков, причиненных вследствие покупки товара ненадлежащего качества, и компенсации морального вреда.

Право потребителя на качество товара включает в себя права, установленные ст. 6, п.1 ст. 18, 21, п.1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

    1. Право на ремонт и техническое обслуживание ненадлежащего товара в течение срока его службы;
    2. Замену товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества;
    3. Соразмерное уменьшение стоимости товара в случае обнаружения в товаре недостатков, о которых продавец не сообщил;
    4. Безвозмездное устранение недостатков товара;
    5. Отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы.
  1. Право на безопасность товара (работы, услуги) предполагает безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуг).

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) не причинял вред в течение срока службы или срока годности, а при отсутствии - в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

  1. Право на информацию гарантирует потребителю право требовать предоставления необходимой и достоверной информации (ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»), в том числе:
    1. о товаре (работе, услуге), в том числе об основных потребительских свойствах, об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям технических регламентов, о цене и условиях приобретения;
    2. о гарантийном сроке (если он установлен), сроке службы или сроке годности товара (работы), о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара (работы, услуги);
    3. об изготовителе, исполнителе, продавце, включая наименование, адрес, идентификаторы в виде номера ОГРН, ОГРНИП, информацию о лицензии и режиме работы;
    4. о сроках для предъявления требований в отношении недостатков товара.
  2. Право на судебную, государственную и общественную защиту, предоставляет потребителю возможность добиться соблюдения его прав в судебном порядке. В случаях удовлетворения судом требования потребителя, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца штраф в размере 50% присужденной суммы.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Прокуратура Калининского АО г. Тюмени